Два мальчика дружили. Как-то собрались они на прогулку.
Первый мальчик сказал маме:
- Я пойду в лес на прогулку. Можно я возьму с собой две лепешки, вдруг я проголодаюсь во время прогулки?
- Конечно, сынок, возьми, да джемом их намажь, чтоб они слаще стали, - разрешила мама сыну.
Второй мальчик тоже попросил у мамы:
- Можно я возьму с собой в лес четыре лепешки: две для себя и две для друга? Мы проголодаемся в лесу и перекусим.
- Конечно, сынок, возьми, да маслицем их смажь, чтобы они вкуснее стали, - разрешила мама второго мальчика.
Когда мальчики проголодались, они сели под деревом, расстелили на траве салфетку и сложили все лепешки вместе, чтобы поделить их поровну. В эту минуту подошел к ним старик и попросил:
- Угостите меня, юноши, лепешками. Я издалека иду, давно не ел, а ваши лепешки так вкусно пахнут.
- Конечно, садитесь, у нас лепешек много, - согласились друзья.
Разделили они все лепешки поровну на троих и с аппетитом их съели. Когда лепешки были съедены, старик поблагодарил мальчиков и дал им шесть монеток:
- Возьмите, эти монетки в благодарность за вкусную еду. Поделите их так, чтобы каждый получил долю, пропорциональную отданным лепешкам.
Когда старик ушел, первый мальчик предложил:
- Давай монетки поровну поделим: у меня лепешек меньше было, зато они были слаще.
- Это не справедливо, - возразил второй мальчик. - У меня было четыре лепешки, а у тебя только – две, значит, мне больше монеток полагается. Мои лепешки тоже вкусные были.
Но первый мальчик не согласился с ним. Долго спорили друзья, но так и не решили, как поделить монетки правильно. Вернулись они из леса и пошли к учителю, чтобы он их рассудил. Учитель, выслушав друзей, сказал:
- Если старик велел вам поделить монетки пропорционально отданным лепешкам, значит, все монеты должен забрать тот, кто четыре лепешки с собой взял.
Взял учитель монетки и отдал их второму мальчику.
— Это не справедливо, — обиделся другой.
— А ты посчитай, сколько лепешек съел каждый из вас и поймешь, что я поделил монеты правильно, — предложил учитель.
Вопросы и задания: Согласен ли ты с решением учителя? Сколько лепешек съел каждый из мальчиков и сколько лепешек каждый из них отдал старику? Как бы ты поделил монетки, если бы попал с другом в подобную ситуацию? Почему второй мальчик взял собой больше лепешек, чем первый? Источник: А.Лопатина, М.Скребцова. Сказочная математика. - М: Амрита-Русь (2009)
|