Развитие связной речи. Ряд. Ритм. Старшая группа. ТНР. 4 год обучения
Цель: сформировать представление о порядке предметов (их изображений) в ряду; сформировать умение определять начало, середину и конец ряда.
Задачи: - учить выполнять упражнения дыхательной и артикуляционной гимнастики по вербальной инструкции; - развивать пространственные представления: учить ориентироваться в расположении предметов в пространстве относительно собственного тела; - учить определять начало, середину и конец ряда предметов (их изображений); - развивать чувство ритма, учить хлопать в ладоши по схеме; - развивать умение оценивать результат деятельности другого ребенка в соответствии с образцом; - развивать графомоторные навыки.
Оборудование, пособия, материалы: - кусочки ваты, зеркальца по количеству детей; - электронная презентация «Артикуляционная гимнастика», компьютер или интерактивная доска; - 3 полоски из цветной бумаги 2см х 5см (красная, желтая, зеленая) по количеству детей; - 3 кубика и 3 матрешки по количеству детей; - демонстрационные картинки с изображением ряда игрушек, матрешек; - раздаточные картинки с изображением ряда геометрических фигур по количеству детей; - рабочие тетради с заданиями, цветные карандаши; - схема «Ритмические хлопки»; - наградные значки «Улыбка» - 20 шт.
Ход занятия.
I. Организационный этап
II. Артикуляционная и дыхательная гимнастика. 1) Сделай дыхательную гимнастику (5-7 раз каждое упражнение): - Подыши спокойно: вдохни воздух через нос (плечи не поднимай) и выдыхай через рот, сделав губы трубочкой. - Вдохни воздух через нос (плечи не поднимай) и выдыхай через рот, сделав губы вялыми, спокойными. - Возьми маленький кусочек ватки, положи его на ладошку. Вдохни, не поднимая плеч, подуй через рот, сделав губы трубочкой, на ватку. Сдуй ее с ладони как можно дальше. 2) Рассмотри перед зеркалом свое лицо. Покажи и скажи, что помогает нам говорить. 3) Сделай артикуляционную гимнастику (5-7 раз каждое упражнение): «Ворота» - широко открой рот, держи с напряжением на счет 1-4, на счет 5 - закрой, расслабь губы. «Улыбка» - сомкни губы и улыбнись, держи с напряжением на счет 1-4, на счет 5 - расслабь. «Трубочка» - вытяни губы вперед трубочкой, держи с напряжением на счет 1-4, на счет 5 - расслабь. «Заборчик» - передние зубы соприкасаются краями, губы растянуты в стороны, зубы хорошо видны. «Кукушка» - широко открой рот, высуни язык, подержи, затем спрячь его и закрой рот.
III. Основной этап. Формирование понятия «Ряд. Начало, середина, конец ряда»
1) Перед тобой 3 полоски, расположенные в ряд. Покажи первую полоску (она слева) - это начало ряда. Какого цвета полоска в начале ряда? (В начале ряда красная полоска.) - Покажи вторую полоску. Это середина ряда. Какого цвета полоска в середине ряда? (В середине ряда желтая полоска.) - Покажи третью полоску. Это конец ряда. Какого цвета полоска в конце ряда? (В конце ряда зеленая полоска.) - Покажи и ответь: Где начало ряда? (Вот начало ряда.) Где середина ряда? (Вот середина ряда.) Где конец ряда? (Вот конец ряда.) 2) Возьми 3 кубика, поставь их в ряд. Покажи кубик в начале ряда (в середине ряда, в конце ряда). 3) Возьми 3 матрешки. - Поставь самую большую матрешку на кубик в начале ряда. - Поставь самую маленькую матрешку на кубик в конце ряда. - Поставь среднюю матрешку на кубик в середине ряда. фото - Подумай и ответь: Как стоят игрушки? (Игрушки стоят в ряд.
4) Рассмотри картинку. Скажи: Как стоят игрушки? (Игрушки стоят в ряд.) - Где стоит машина? (Машина стоит в начале ряда.) - Где стоит пирамидка? (Пирамидка стоит в середине ряда.) - Где лежит мяч? (Мяч лежит в конце ряда.) 5) Расскажи так же про матрешек.
IV. Физкультминутка.
- Перед вами 3 геометрические фигуры, расположенные в ряд. Покажите первую фигуру. - Встанут все, у кого в начале ряда круг. - Встанут все, у кого в начале ряда квадрат. - Покажи вторую фигуру. - Поднимут руки вверх и потянутся все, у кого в середине ряда треугольник. - Поднимут руки вверх и потянутся все, у кого в середине ряда круг. - Покажи третью фигуру. - Хлопнут в ладоши все, у кого в конце ряда квадрат. - Хлопнут в ладоши все, у кого в конце ряда треугольник.
V. Работа в тетрадях.
1) Перед тобой 3 полоски. Скажи, как они расположены. (Они расположены в ряд.) Раскрась первую полоску красным карандашом, вторую - синим, а третью - зеленым. - Проверь работу соседа: первая полоска красная, вторая - синяя, а третья - зеленая. Вот так.
- Поднимите руки все, кто выполнил задание без ошибок. Вам награда «Улыбка». 2) Покажи и ответь: Где начало ряда? (Вот начало ряда.) Где середина ряда? (Вот середина ряда.) Где конец ряда? (Вот конец ряда.) - Подумай и ответь: Откуда начинается ряд? (Ряд начинается слева.) Где заканчивается ряд? (Ряд заканчивается справа.) - Всем, кто ответил правильно - награда «Улыбка». 3) Перед тобой кружки. Скажи, как они расположены. (Они расположены в ряд.)
- Похлопай столько раз, сколько кружочков в ряду. - Дорисуй красный кружочек в начале ряда и зеленый в конце ряда. Скажи, с какой стороны ты дорисовал(а) красный (зеленый) кружочек. - Проверь работу соседа: первый кружок красный, последний - зеленый. Вот так.
- Поднимите руки все, кто выполнил задание без ошибок. Вам награда «Улыбка». - Посчитайте, сколько «Улыбок» каждый заработал. У кого больше всех?
VI. Заключительный этап.
1) Ритм. - Перед тобой ряд кружков. Похлопаем сначала вместе со мной. А потом по схемам самостоятельно: