ПРОГРАММА для специальных дошкольных учреждений.
Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи.- Мн., НИО, 2007
ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
4-й год обучения
Октябрь
Т е м а: НАШЕ ТЕЛО Знания:
об основных частях тела и лица;
о функциях частей тела, органов чувств;
о расположении частей тела относительно
друг друга;
об общепринятых условных обозначениях
человека ( , ), их назначении;
о предметах и правилах гигиены.
Умения:
показывать и называть части тела (на
себе, на товарище, на кукле, на картинке);
показывать и называть пальцы на руках и
ногах;
определять и называть функции
определенной части тела, органов чувств (носом мы дышим);
конструировать человека из
геометрических фигур, из счетных палочек и кружочка, лепить человека из
пластилина;
выполнять задания по инструкции
взрослого с проговариванием (Я поднял
правую руку, дотронулся до уха);
различать направления движений
(вверх-вниз, вперед-назад, вправо-влево);
выполнять правила личной гигиены;
в городе: замечать условные обозначения
человека, определять назначение объектов.
Словарь
существительные: голова, уши, лицо, лоб,
щеки, глаза, брови, нос, губы, зубы, шея, туловище, грудь, живот, спина, руки,
плечи, локоть, ладонь, кулак, пальцы, ногти, ноги, колени, пятка, носок, части (тела),
рост, волосы, прическа, стрижка, коса;
глаголы: видеть, слышать, говорить,
смеяться, жевать, нюхать, дышать, чистить, полоскать, поворачивать, стричь, мыть,
вытирать, расчесывать, ухаживать, поднимать, опускать, делать, идти, стоять,
бежать, сидеть, взять (возьми), дать (дай), брать, хлопать,
показать, положить, поставить;
прилагательные: аккуратный, грязный,
чистый, светлый, темный, красивый, высокий, низкий, большой, указательный,
средний, безымянный, мизинец, длинный, румяный, лохматый, кучерявый, нежный,
бледный, здоровый, больной, слабый, сильный, зубной;
наречия: вперед, назад, вверх, вниз,
сильно, слабо, чисто, грязно, хорошо, плохо.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
1. Подбор к местоимениям существительных
и согласование слов в роде, числе (моя рука, мой нос).
2. Образование уменьшительно-ласкательной
формы существительных (рука—ручка, нос—носик).
3. Употребление существительных в форме
творительного падежа (дышу носом).
4. Употребление существительных
единственного и множественного числа в форме винительного (я рисую уши, я чищу нос),
дательного и предложного (по руке, по рукам, на ногах, на ухе) падежей.
5. Образование существительных с помощью
суффиксов -еньк-, -ищ- (рука—рученька—ручища).
6. Образование глаголов совершенного и
несовершенного вида (бежим—прибежали).
7. Образование и употребление глаголов в
прошедшем, настоящем и будущем времени (смотрел—смотрю—буду смотреть).
8. Образование глаголов с разными
приставками (убежать, прибежать, подбежать).
9. Согласование существительных с
числительными в роде (две руки, два глаза).
10. Образование сравнительной степени
прилагательных (высокий—выше).
11. Подбор слов с противоположным
значением (чистый— грязный), согласование слов в роде, числе, падеже.
12. Закрепление представлений о
многозначности слов (нос человека, нос корабля).
13. Составление предложений по выполняемому
действию (Я чищу зубы).
14. Составление предложений с помощью
дополнения слов.
15. Составление предложений по опорным
словам.
16. Распространение предложения
несколькими дополнениями (Я вымыл лицо, руки, ноги).
17. Составление сложносочиненного
предложения с союзом а (Глазами смотрю, а носом дышу).
18. Составление сложносочиненного
предложения с союзом и (Саша почистил зубы и вымыл лицо).
19. Пересказ рассказа с опорой на серию
сюжетных картин.
20. Пересказ рассказа по вопросам, по
блокам, по плану-схеме.
21. Составление рассказа по сюжетной
картине (по вопросам, по образцу, по плану).
Игры и упражнения. «Назови
ласково», «Для чего нам нужен нос (рот, глаза, уши, руки)», «Один или два?» (У
меня один нос, один рот, два уха, две руки), «Назови каждый пальчик», «Замри»
(выполнить движение в соответствии с графической схемой), «Нарисуй свой портрет
и опиши себя», «Гном, человек и великан» (У гнома — носик, у человека — нос, у
великана —носище), «Что было бы, если…».
СКАЧАТЬ virmary.ucoz.ru
|