Тема. Рассказывание сказки «Теремок» с
использованием приемов мнемотехники и схем моделей
Задачи:
Обучающие:
называть
отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую
таблицу;
активизировать
в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку;
упражнять
детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных
пособий;
закреплять
умение составлять сказку связно, в логической последовательности;
закреплять
последовательность действий персонажей благодаря методу моделирования.
Коррекционно-развивающие:
продолжать
развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное
мышление;
развивать
умение соотносить звуковые символы с образами;
развивать
связное монологическое высказывание.
Воспитательные:
воспитывать
доброе отношение к животным;
приучать
детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.
Наглядный и дидактический материал:
мнемотаблицы
(«Теремок», «Волк», «Заяц»);
персонажи
настольного театра по сказке «Теремок»;
для
каждого ребёнка (лист бумаги; карандаши; круги разного цвета (маленький серый
будет обозначать мышку, зелёный – лягушку, белый зайчика, оранжевый – лисичку,
большой серый – волка, большой коричневый – медведя)).
Предварительная работа:
чтение
сказки «Теремок»;
рассматривание
и обсуждение символов диких (волк, заяц) и домашних животных (коза, корова) по
мнемотаблицам;
показ
педагогом сказки «Теремок» (настольный, объёмный, картонный театр);
слушание
и пение песен про животных;
слушание
и заучивание стихотворений про животных с использоыванием мнемотаблиц;
дидактические
игры «Кто в домике живёт?», «Кто что ест?», «Кто как голос подает?».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети сидят полукругом на стульчиках или
на диванчиках. Педагог в центре, перед ними. Рядом стоит маленький столик с
ширмой для кукольного театра, мольберт с магнитной доской.
Раздаётся стук и появляются герои
настольного театра (зайчик и волк).
Педагог.
Здравствуйте ребятки!
Дети.
Здравствуйте
Педагог.
Ребята кто пришёл к нам в гости?
Дети.
Зайчик и волк.
Педагог.
Ребята, а как вы думаете заяц и волк это дикие или домашние животные?
Дети.
Это дикие животные, потому что они живут в лесу
Педагог.
Правильно, молодцы!
А давайте мы с вами расскажем про зайчика,
какой он?
Рассказывание по мнемотаблице «Заяц» (Приложение,
рис.1)
Заяц
Заяц
– это дикое животное. Он живёт в лесу. У него четыре ноги. Тело покрыто зимой
белой шерстью, а летом – серой. На голове два длинных уха. У зайца маленький
хвостик. Мама – зайчиха своих детёнышей выкармливает молочком. Когда вырастет,
заяц ест морковку, траву, капусту.
Педагог.
Молодцы, зайчик живёт в лесу, любит кушать морковку и капусту. А кто попробует
рассказать про волка, какой он? Иди … расскажи про волка.
Рассказывание по мнемотаблице «Волк» (Приложение,
рис.2)
Волк
Волк
живёт в лесу. Он дикое животное. У него четыре ноги. Тело покрыто густой серой
шерстью. Своих детёнышей волчица выкармливает молочком. Волк хищник, у него
острые зубы.
Снова раздаётся стук, и появляются герои
настольного театра (мышка, лягушка, лисичка и медведь). Здороваются с детьми.
Педагог.
Ой, сколько у нас с вами сегодня гостей пришло!? Много!..
Ребята, а давайте вспомним где живёт мышка?
Дети.
В норке,
Педагог.
А лягушка?
Дети.
На болоте.
Педагог.
Зайчик живёт…
Дети.
Под кустом.
Педагог.
А лиса где живёт?
Дети.
В норе.
Педагог.
Как называется дом волка??
Дети.
…
Педагог.
Волк живёт в логове. Его дом называется логово. А как называется дом
медведя?
Дети.
Берлога.
Педагог.
Правильно медведь живёт в берлоге. Вот какие вы молодцы, всё правильно
рассказали. А кто скажет как называется сказка, в которой все эти звери жили
дружно в одном домике?
Дети.
«Теремок»
Педагог.
Ребята, а какими словами обычно начинаются сказки?
Дети.
Жили-были, однажды…
Педагог.
А заканчиваются сказки какими словами?
Дети.
Вот и сказке конец, а кто слушал молодец, стали они жить-поживать да добра
наживать…
Педагог.
А с каких слов начинается сказка «Теремок?»
Дети.
Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок…
Педагог.
А давайте вспомним, какие в сказке у каждого зверька прозвища:
Мышка…
(норушка),
Лягушка… (квакушка),
Зайчик… (побегайчик),
Лисичка… (сестричка),
Волк… (зубами щёлк),
Медведь…(косолапый).
Педагог.
А теперь давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Зеркало», я буду
вам показывать движения, а вы должны отгадать какого животного я изобразила и
повторить движения за мной.
После игры дети садятся на свои места.
Педагог.
Ребята, а теперь давайте вместе вспомним и расскажем сказку «Теремок».
Рассказывание сказки по мнемотаблице
«Теремок» (Приложение, рис. 3).
Стоял
в поле теремок. Мимо бежала мышка-норушка, стала она в теремке жить.
Затем прибежала в теремок лягушка-квакушка, за
ней зайчик-побегайчик.
Затем прибежала лисичка-сестричка, волк –
зубами щёлк, а потом пришёл медведь.
Теремок не выдержал, взял и развалился. Тут и
сказке конец, а кто слушал – молодец.
Педагог.
Ребята, а теперь давайте поиграем в эту сказку. Сделаем свои теремки. Вот на
листке у вас есть домик. Нарисуем двери, чтобы звери могли зайти. Кто пришёл
первым?
Дети.
Мышка.
Педагог.
Мышка какая? Хвостатая, потому что у неё длинный хвостик. Лягушка громко
квакает, у неё большой рот, как будто она всё время улыбается. Значит, она
какая?
Дети.
Весёлая.
Педагог показывает, как обозначить на
рисунках каждого из персонажей (Приложение, рис.4).
Если дети не устали, и у них сохранился
интерес, педагог предлагает поиграть в сказку с помощью персонажей настольного
театра. Дети разыгрывают диалоги. Занятие плавно переходит в творческую игру.
Скачать конспект с приложением