Программное содержание: Уточнить и расширить словарь по теме «Игрушки», формировать умение выделять отличительные признаки, свойства, материал, из которого сделаны игрушки при составлении описательных загадок. Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, подбор определений к слову игрушки, образование прилагательных суффиксальным способом, употребление предлогов: из, со, из-за, из-под, с, к). Развивать у детей ориентировку в макропространстве. Учить использовать в речи термины пространственной ориентировки: «правый верхний угол», «правый нижний угол», «левый верхний угол», «левый нижний угол», «центр», «середина». Развивать навык узнавать игрушки в контурном и силуэтном изображении; развивать прослеживающую функцию глаз. Развивать мелкую моторику пальцев рук, фантазию у детей, слуховое восприятие и память; учить различать небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы. Формировать навыки сотрудничества и сотворчества.
Материал: Дидактическая многофункциональная настенная игра «Волшебная сетка», прищепки, предметные картинки по теме «Игрушки»; дидактическая игра «Из какого материала сделаны игрушки», предметные картинки, контурные и силуэтные изображения игрушечной мебели; пособия для сказки-шумелки (треугольники, бутылочки, деревянные палочки, целлофановый пакет, коробки); дидактическое пособие «Предлоги».
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Игра «Послушай, запомни, повтори». Учитель-логопед: Будь внимателен, смотри без ошибок повтори: мяч - кукла - машинка, (ведерко - кубики - зайка, Чебурашка - мишка – лошадка, пирамидка - лодка - рыбка, котик - сова - гномик, петушок - лиса – утка). Дети повторяют. Учитель-логопед: Как одним словом можно назвать мяч, кукла, кубики, пирамидка. Дети: Кукла, мяч, кубики, пирамидка – это игрушки.
II. Дидактическая игра "Из какого материала сделана игрушка?"
Учитель-логопед: Из какого материала изготавливают игрушки? Дети: Игрушки делают из дерева, пластмассы. Бывают игрушки из железа, картона, бумаги. На столе лежат карточки «Из какого материала сделана игрушка» и предметные картинки с изображением игрушек (на каждого ребенка).
Учитель-логопед:
Правильно расположите предметные картинки: бумажные игрушки – к бумаге, железные – к железу и т.д. Учитель-логопед: Пирамидка из дерева, какая? Дети: Деревянная пирамидка. Учитель-логопед: Мяч из резины, какой? Дети: Резиновый мяч. Учитель-логопед: Самолетик из бумаги, какой? Дети: Бумажный самолетик. Учитель-логопед: Машинка из железа, какая? Дети: Железная машинка Учитель-логопед: Кошка из плюша, какой? Дети: Плюшевая кошка.
III. Ориентировка на макроплоскости.
Игра «Волшебная сеточка»
Учитель-логопед: Плюшевая кошка жила в красивом игрушечном доме, в котором стояла игрушечная мебель. Поиграем пальчиками: Тили-тили-тили-бом! Вот стоит здесь Кошкин дом. Мебель будем мы считать: Кресло, стул, диван, кровать, Полка, тумбочка, буфет, Шкаф, комод и табурет. Много мебели назвали – Десять пальчиков сгибали! - Назовите мебель у кошки в доме. - Назовите мебель, которая стоит в правом верхнем углу (в нижнем левом углу)? - Где стоит шкаф? (в левом верхнем углу). - Где стоит тумбочка? (в правом нижнем углу).
IV. Упражнение «Назови ласково» (на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).
Учитель-логопед: У плюшевой кошки есть котенок. Он маленький, пушистый, красивый и тоже плюшевый. Мебель у кошки большая, а у котенка маленькая. Я буду называть мебель, а вы - называть ласково. Стол - столик, диван – диванчик, шкаф – шкафчик, стул – стульчик, кровать – кроватка, полка - полочка и т. д.
Учитель-логопед предлагает детям отыскать и поставить на магнитную доску мебель для котенка. Выбирать по силуэтному изображению из множества.
V. Сказка-шумелка «Котенок и мышонок»
В игрушечном домике со своей мамой-кошкой жил-был пушистый котенок. Когда котенок спал на своем мягком, уютном игрушечном диване, из норки выбежал мышонок и побежал по комнате (шуршание целлофановым пакетом). Мышонок забрался на стул, затем запрыгнул на стол и стал искать себе еду (стучат пальчиками по коробке или барабану). Мышонок опрокинул миску с орешками (ударяем по треугольнику). Он грыз орешки (стучим деревянными палочками друг о друга). Грыз зернышки и семечки (проводим палочкой по гофрированному картону или деревянной расческе). Пока мышонок хозяйничал на столе, а котенок спал на диване, на улице началась гроза: подул сильный ветер (дуем в бутылочку), загремел гром (стучим деревянными палочками друг о друга), капельки дождя застучали по окну, вначале тихо, а затем все сильнее и сильнее (ударяем по треугольнику). Мышонок испугался и побежал к себе в норку (шуршание целлофановым пакетом). Проснулся от шума котенок, спрыгнул с дивана и побежал за мышонком (стучим деревянными палочками друг о друга), но поймать мышонка не успел. Долго сидел котенок возле норки и точил свои острые коготки, охранял свое жилище (ударяем по треугольнику).
VI. Употребление предлогов: в, на, под, за.
Учитель-логопед: Маленький котенок очень любит играть. Посмотрите, сейчас он лежит на диване, (повторяет предложение) «Котенок лежит на диване», закройте фишкой нужную карточку.
Учитель-логопед предлагает детям повторить предложение и назвать предлог, используемый в предложении. Аналогично проводится работа с другими предложениями.
Учитель-логопед:
«Котенок спрыгнул с дивана, залез в шкаф, вылез из шкафа, забрался под стол, а сейчас этот шалун залез и на стол...».
Далее детям предлагается самим придумать предложение с предлогами и закрыть нужную карточку.
VII. Зрительная гимнастика
Красный шарик озорной Поиграй-ка, ты со мной Дети смотрят на шарик Ну-ка, шарик, покатись, На глаза мне попадись Движения глазами влево-вправо Подниму глаза я кверху Отыщу цветную ленту Движения глазами вверх Потом снова опущу И на метку посмотрю Движения глазами вниз
VIII. Игровое упражнение «Отгадай загадку»
Учитель-логопед: В доме у кошки было много игрушек. А какие это игрушки мы с вами должны отгадать
Далее дети загадывают загадки об игрушках, обосновывают отгадку и находят игрушки на полках в группе.
«Сам пустой, голос густой. Дробь выбивает, ребят созывает». (Барабан)
«Глазки голубые, кудри золотые, Губки розовые». (Кукла)
«Его пинают, а он не плачет. Его бросают – назад скачет». (Мяч)
«Эти чудо-кирпичи я в подарок получил. Что сложу из них – сломаю, Все сначала начинаю». (Кубики)
IХ. Упражнение «Чего не хватает?» - Посмотрите внимательно, какой мебели нет у кошки? (Кошке не на чем сидеть, ей нужно: диван, кресло, табурет, стул) - Стул нужно поставить справа от стола, а табурет слева. - Между буфетом и кроватью поставьте диван. - Между книжным шкафом и тумбочкой – кресло. Дети выполняют задание.
Х. Итог занятия
Учитель-логопед благодарит детей за помощь в расстановке мебели в доме у кошки. Спрашивает, что было самым трудным, что далось легче всего.
|