Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Основные задачи: 1. Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста. 2. Развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность). 3. Активизация и обогащение словарного запаса. Методические приемы: Чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, картинок, графических схем; выстраивание графической мнемодорожки; дидактические игры «Назови птенца», «Кто, как голос подает?»; эмпатические упражнения под музыку. Оборудование: Набор схем для графического плана; предметные картинки: кукушка, сова, ястреб, петух, курица, гусь, утка, воробей, ворона; медальоны с изображением птиц; иллюстрация к рассказу; мяч, аудиозапись «Голоса птиц». Предварительная работа: · Чтение рассказа Г. Скребицкого «Лесной голосок». · Изучение лексической темы «Птицы». · Наблюдения в природе. Лексический материал: Части речи | Слова, сложные по семантике | Слова, сложные по слоговой структуре | Существительные | пестринки | пестринки, ястребенок | Прилагательные | головастая | головастая, толстенькая |
Ход занятия
1. Организационный момент. Развитие произвольного зрительного внимания. Дети рассматривают иллюстрации совы, ястреба, кукушки, вывешенные на доске. 2. Подготовка к восприятию текста. Активизация предметного словаря и словаря признаков по теме «Птицы», развитие логического мышления. Педагог: Назовите птиц. Сравните их внешний вид. На какую птицу похожа кукушка? Почему вы так решили? 3. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания. — Послушайте историю о встрече мальчика с лесной птицей. Чтение адаптированного рассказа сопровождается демонстрацией сюжетной картины к рассказу. В летний день я гулял в березовом лесу. Вдруг услышал лесной голосок: «Ку-ку, ку-ку.» Я слышал кукушку много раз, но никогда не видел. Мне казалось, что она толстенькая, головастая, вроде совы. Гляжу, летит птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках. Наверное, ястребенок. Сел на сучок, да как закричит: «Ку-ку, ку-ку.» Кукушка! Значит, она не на сову, а на ястребенка похожа. — Что я прочитала? (Рассказ.) — Кто вспомнит его название и автора? («Лесной голосок» Г. Скребицкого.) 4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи, слуховой памяти. На вопросы дети отвечают полным предложением. — Где гулял автор в летний день? (В летний день он гулял в лесу.) — Что он услышал? (Он услышал лесной голосок: ку-ку, ку-ку.) — Какой ему казалась кукушка? {Кукушка ему казалась толстенькой, головастой, вроде совы.) — Опишите птицу, которую он увидел.( Хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках.) — На кого похожа кукушка? {Кукушка похожа на ястребенка.) 5. Выделение действующих лиц рассказа. Активизация предметного словаря, развитие долговременной слуховой памяти. Педагог выставляет предметные картинки: кукушки, совы, ястреба, петуха, курицы, гуся, утки, воробья, вороны. — Назовите птиц. Отберите картинки, не подходящие к нашему рассказу. Дети убирают картинки петуха, курицы, гуся, утки, воробья, вороны. 6. Дидактическая игра с мячом «Назови птенца». Развитие навыков словообразования. — У утки — утенок, а у кукушки — ... {кукушонок), у совы — ...,., у ястреба — ..., у воробья — ..., у гуся — ... и т.д. 7. Дидактическая игра «Кто как голос подает?». Расширение и активизация глагольного словаря. — Давайте поговорим на языке птиц. Дети получают медальоны с изображением птиц: кукушки, петуха, курицы, гуся, утки, воробья, вороны. Под музыку дети изображают птиц: «летают, поют» разными голосами. — Кукушка, подай голосок. {Ку-ку, ку-ку.) Петушок, как ты поешь? {Ку-ка-ре-ку.) И так далее. — Что ты делал? {Куковал.) А ты? {Кукарекал.) И так далее {кудахтал, гоготал, крякал, чирикал, каркал.) 8. Повторное чтение рассказа. Составление плана-схемы рассказа. Развитие слухового, зрительного внимания и памяти. — Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. А помогут вам эти схемы. В процессе чтения расставляются смысловые акценты, выделяются смысловые отрывки, выстраивается графический план рассказа из схем.
— Что он услышал? (Он услышал лесной голосок: ку-ку, ку-ку.) — Какой ему казалась кукушка? {Кукушка ему казалась толстенькой, головастой, вроде совы.) — Опишите птицу, которую он увидел.( Хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках.) — На кого похожа кукушка? {Кукушка похожа на ястребенка.) 9. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи. Принимают участие все дети. Педагог напоминает, что нужно следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить. 10. Итог. Оценка деятельности детей. — Чем занимались на занятии? Что вы научились делать на занятии? Далее дается дифференцированная оценка работы детей. Закрепление изученного материала вне занятия: · Упражнять детей в выстраивании графического плана рассказа. · Повторить рассказ с опорой на графический план. · Поиграть в игры «Кто как голос подает?», «Назови птенца». · Предложить нарисовать кукушку и устроить выставку рисунков.
Литература Лебедева Л.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа .
|