I. Развитие неречевых психических функций. Развитие слухового восприятия. Игра: "Барабан и дудочка”
Цель: умение дифференцировать контрастные по звучанию музыкальные игрушки.
Оборудование: барабан, дудочка, ширма.
Инструкция: У бабушки на огороде выросли большие помидоры. Но однажды подул сильный ветер, вот так: логопед дудит в дудочку. Просит ребенка сделать тоже самое: "Подуди в дудочку”. От сильного ветра все помидоры падали на землю, вот так: логопед ударяет в барабан. Просит ребенка сделать тоже самое: "Ударь в барабан”.
А сейчас мы с вами поиграем с барабаном и дудочкой. Будьте и внимательны, сейчас мы будем слушать ушками. Логопед за ширмой ударяет в барабан убирает ширму и просит ребенка показать, что звучало. Ставит ширму и за ширмой дудит в дудочку. Убирает ширму и просит показать, что звучало.
Игра: "Покажи нужную картинку”.
Цель: Формирование условно-рефлекторной связи между слуховым и зрительным восприятием при дифференциации контрастных по звучанию музыкальных игрушек
Оборудование: две игрушки: барабан, дудочка; картинки с изображением барабана и дудочки; ширма.
Инструкция: Логопед ударяет в барабан. Просит ребенка сделать тоже самое: "Ударяя в барабан”. Показать малышу картинку с изображением барабана: "Вот барабан!”
Логопед дудит в дудочку. Просит ребенка сделать тоже самое: "Подуди в дудочку”. Далее ребенку предлагается картинка с изображением дудочки. Затем попросить ребенка: "Покажи на картинке барабан”, "Покажи на картинке дудочку”.
Далее логопед говорит ребенку: "Будь внимателен, сейчас мы будем слушать ушками”. Перед ребенком положить картинки с изображением барабана и дудочки. Далее логопед поочередно за ширмой ударяет то в барабан, то дудит в дудочку и просит ребенка показать соответствующую картинку.
Дифференциация близких по звучанию музыкальных игрушек.
Игра: "Дудочка и губная гармошка”.
Цель: умение дифференцировать одинаковые по звучанию игрушки; расширять пассивный словарь.
Оборудование: две игрушки: дудочка и губная гармошка; ширма.
Инструкция: Жила-была девочка Оля. Летом она отдыхала в деревне. Там она помогала бабушке собирать урожай огурцов и помидор. Бабушка ей подарила дудочку и губную гармошку. И я вам принесла дудочку и губную гармошку. Давайте поиграем с ними. Логопед дудит в дудочку. Просит ребенка сделать тоже самое: "Подуди в дудочку”. Логопед играет на губной гармошке. Просит ребенка сделать тоже самое: "Поиграй на губной гармошке”. Далее логопед говорит ребенку: "Будь внимателен, сейчас мы будем слушать ушками”. Логопед за ширмой дудит в дудочку убирает ширму и просит ребенка показать, что звучало. Ставит ширму и за ширмой играет на губной гармошке. Убирает ширму и просит показать, что звучало.
Игра: "Покажи нужную картинку”
Цель: Формирование условно-рефлекторной связи между слуховым и зрительным восприятием при дифференциации близких по звучанию предметов.
Оборудование: две игрушки: дудочка и губная гармошка; картинки с изображением дудочки и губной гармошки; ширма.
Инструкция: Логопед дудит в дудочку. Просит ребенка сделать тоже самое: "Подуди в дудочку”. Показать малышу картинку с изображением дудочки: "Вот дудочка!”
Логопед играет на губной гармошке. Просит ребенка сделать тоже самое: "Поиграй на губной гармошке”. Далее ребенку предлагается картинка с изображением губной гармошки. Затем спросить у ребенка: "Покажи на картинке дудочку”, "Покажи на картинке губную гармошку”.
Далее логопед говорит ребенку: "Будь внимателен, сейчас мы будем слушать ушками”. Перед ребенком положить картинки с изображением дудочки и губной гармошки. Далее логопед поочередно за ширмой дудит то в дудочку, то играет на губной гармошке и просит ребенка показать соответствующую картинку.
Определение направления звучания.
Игра: "Бубен”
Цель: определение направления звука: вверху, внизу.
Оборудование: бубен.
Процедура: Ребёнок сидит спинок к логопеду. Логопед ударяет в бубен вверху, над головой ребенка, приседает и ударяет у пяток, далее ребенок показывает рукой направление звука: вверху, внизу.
2. Развитие тактильного восприятия
Игра: "Чудесный мешочек”
Цель: Определение овощей на ощупь.
Оборудование: Натуральные овощи (помидор, морковь, огурец), чудесный мешочек.
Инструкция: Посмотри, какие овощи я тебе принесла: большой круглый помидор (логопед дает ребенку ощупать помидор и положить в мешочек),длинный шершавый огурец, вытянутая с острым кончиком морковка. А теперь опусти ручку в мешочек и достань мне помидор, (морковь, огурец). Если ребенок говорящий, то задать вопрос: Что ты достал?
3. Развитие слухозрительного восприятия.
Развитие предметного гнозиса реальных предметов и их изображений Игра: "Найди нужный овощ”.
Цель: Узнавание названных овощей по муляжам. Обучение слушать и выполнять двухступенчатую инструкцию.
Оборудование: четыре муляжа изображающие овощи: огурец, помидор, морковь; тарелка, корзинка. Инструкция: Логопед достает из сумки овощи при этом говорит: "Это огурец, это помидор, это морковь.” Слушай меня внимательно и выполняй то, что я скажу:
- Раз, два, три огурец возьми и в тарелку положи.
- Раз, два, три помидор возьми и в корзинку положи.
- Раз, два, три морковь возьми и в корзинку положи.
4. Развитие зрительного восприятия.
Развитие умения узнавать предметы в контурном изображении.
Игра: "Догадайся, какой овощ”
Цель: узнавание предметов в контурном изображении.
Оборудование: предметные картинки с изображением овощей: (красный помидор, зеленый огурец, оранжевая морковь), контурные изображения овощей: огурец, помидор, морковь (скачать)
Инструкция: Посмотри и догадайся, что лежит на тарелках. Найди картинку такого же овоща и положи рядом.
Развитие умения узнавать незаконченные рисунки предметов.
Игра: "Гусеница - обжора”
Цель: развивать умения узнавать незаконченные изображения овощей: огурец, помидор, морковь.
Оборудование: Сюжетная картинка "Гусеница - обжора”. (скачать)
Инструкция:
1. Бабушка пришла на огород и собрала для салата овощи. Но забыла их унести домой. Приползла гусеница и решила полакомиться этими овощами. Она попробовала каждый овощ. Надкусила морковку, огурец, помидор. Покажи, где морковка. Покажи, где огурец. Покажи, где помидор.
Инструкция:
2. Бабушка пришла на огород и собрала для салата овощи. Но забыла их унести домой. Приползла гусеница и решила полакомиться овощами. Она попробовала каждый овощ. Надкусила морковку, огурец, помидор. Логопед показывает на овощ и спрашивает: "Что не доела гусеница?” (Помидор, огурец, морковь.)
Развитие умения узнавать предметы в перечеркнутом изображении.
Игра: "Какой овощ спрятался?”
Цели: Умение узнавать овощи в "зашумленном” виде.
Оборудование: натуральные овощи: помидор, огурец, морковь; салфетка из полупрозрачной ткани.
Инструкция: Гусеница-обжора очень любит есть овощи. И мы решили овощи спрятать от неё и прикрыли их салфеточками. Покажи, где спрятался помидор? Что это? (Помидор.) Покажи, где спрятался огурец? Что это? (Огурец.) Покажи, где спряталась морковь? Что это? (Морковь.)
Развитие умения узнавать предметы в перечеркнутом изображении.
|