Суббота, 20.04.2024, 15:21Приветствую Вас Гость | RSS
SchoolMasters
Форма входа
Поиск
Меню сайта
Категории
Нормативные и правовые акты специального образования
Программно-методическое обеспечение
Планирование работы
Особенности преподавания предметов
Педагогические технологии
Опыт коллег
Компьютер в специальном образовании
Обучение чтению и письму
Обучение арифметике
Знакомство с окружающим миром
Игра развивает
Календарь
.
Осталось...
Опросы
Вам пригодился мой сайт?
Всего ответов: 118
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Партнер
OZ.by - не только книжный магазин
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • web.A.net
  • Педагогическая мастерская


    Главная » Статьи » Методический помощник » Компьютер в специальном образовании

    Компьютер и ребенок

       Человек и компьютер... Этот тандем стал уже настолько привычным и незаменимым, что границы их сотрудничества, расползаясь во все стороны, почти исчезли за горизонтом. Теперь уже самый маленький человек, еще с трудом наводя "фокус” на разноцветное мигание монитора, требовательно тянет к нему ручонки. А эти самые мониторы, будто болотные огни, завлекающие смертного в пучину виртуального мира, стали попадаться всюду, заняв во многих семьях главенствующее место традиционного телевизора.


       Но для нас, взрослых, выросших в здоровой атмосфере бумажных книг, плюшевых игрушечных персонажей и мелкомасштабных "дворовых” ужасов, эта болезнь не так страшна. А как же быть нашим детям, столкнувшимся с этим змеем-искусителем в еще несознательном возрасте? Что вырастет из них, с младых ногтей вкусивших прелестей несуществующего мира? Поколение всезнающих умников или виртуально-зависимых психов?
       Оказывается, возможен любой из этих вариантов. Результат зависит только от того, насколько грамотно сможем мы, родители, руководить этим сотрудничеством. Ведь, как известно всем, даже яд в малых дозах полезен и целебен, а любое чудодейственное лекарство в большом количестве смертельно опасно. Компьютеры — безусловно, "лекарство”. А для подрастающего поколения – просто комплекс витаминов, способствующий самому пышному росту и развитию всех талантов. Только в меру, буквально по чайной ложечке...
       И, прежде всего, уясним себе, что компьютер оказывает на неустоявшуюся еще психику мощное воздействие. Часами и сутками играющие на игровых приставках и персональных компьютерах дети изменяются до неузнаваемости (в том числе и физиологически). Головные боли, утомляемость, молчаливость, вялость или, наоборот, неуравновешенность. Родители поначалу радуются (ребенок, мол, не шумит, на улице не пропадает, всегда на виду), а потом начинают обвинять во всех грехах любой компьютер в принципе...
       Но если ребенка до старшего возраста вообще не подпускать к компьютеру, возникает другая проблема. Барьер боязни перед техникой становится так силен, что желания залезать в этот "темный лес” уже не возникает. А ведь придется: впереди — информатика в школе, программирование в институте, сотрудничество с компьютером на любой работе. Так что вывод один: нужно найти пресловутую золотую середину.
      Во-первых, прежде чем запускать первую, даже самую нехитрую программку, нужно познакомить малыша с правильными названиями клавиш, знаков на мониторе, действий, не углубляясь, однако, в сложные термины. Научите его удобно сидеть за компьютером, держать руки на клавиатуре, соблюдать безопасное расстояние между глазами и монитором: это примерно на длину вытянутой руки. Ведь зрение и позвоночник здесь в той же опасности, что и при чтении в неудобной позе.
      Во-вторых, нужно приучать ребенка к анализу собственных действий и их последствий. Он справился с какой-то задачей или только знакомится с новой: поговорите с ним; расспросите, почему получился именно этот результат, к чему привели его ошибки, что надо сделать для их исправления.
      Не смейтесь над его промахами (вспомните, как сами осваивали эту мудреную технику, опасаясь постоянно нажать "не на ту” клавишу), но критикуйте спокойно, приучая не обижаться на нормальную критику. Это условие – обсуждение игр и заданий на компьютере — очень важно: оно приучает ребенка видеть в "игрушках” не самоцель, а средство для познания мира.
       В-третьих, не забывайте — ребенку все быстро надоедает. И чрезмерное увлечение компьютером в первое время (вполне естественное, это же новая игра) может привести к скорому охлаждению и даже отвращению к компьютеру в будущем, когда он на самом деле станет необходимым помощником. Поэтому с детьми 6-8 лет можно заниматься на компьютере не больше 10-15 минут в день. И желательно вместе с вами.
      Ну, а главное — позаботиться о подборе качественного программного обеспечения. Естественно, начинать нужно с игр, иначе ребенку все быстро наскучит, и он отнесется к комьютеру как к еще одному скучному учебнику. Но, конечно, это не расхожие "стрелялки” и "гонялки”. Хотя и среди широко распространенных игрушек можно найти что-то приемлемое. Но опасность получить кустарную программу низкого педагогического или даже просто технического качества очень высока. 
       Сейчас на прилавках есть огромное количество игр, которые "рекламируют” почти настоящие педагоги. На многих из них – названия действительно известных в России производителей. Но при малейшем сомнении в качестве все же стоит приобрести программу чуть подороже, но с гарантией. А может быть, эта игра совсем не преследует развивающих или обучающих целей? Распознать это рядовому родителю будет сложно. Поэтому настоящая педагогическая программа для ребенка, как и любой качественный товар сегодня, должна иметь и сертификат качества, и заслуживающего доверия производителя.

    По материалам сайта wwwomen.ru


       P.S. От себя добавлю, что полностью согласна с автором статьи . Чем станет компьютер для ребенка – помощником и другом или врагом – полностью зависит от его родителей. Да-да, именно родителей. Моя дочь села за компьютер в 9 лет. За прошедшие 9 лет она не только не стала фанаткой компьютера в плохом смысле этого слова, но приобрела неплохие навыки программирования, а теперь получает профессию инженера-программиста в университете. 
      Скажу более. Компьютер не стал для нее заменителем живого общения с людьми, наоборот, расширил круг ее знакомств. Вместо бесцельного шатания по улицам с такими же подростками, понимая необходимость уравновешивать долгое сидение в одной позе за компьютером, она серьезно занялась физкультурой. Регулярно посещает спортзал, участвует в многочисленных спортивных соревнованиях, имеет неплохие результаты в метании копья и диска, играет в составе университетской сборной по баскетболу и волейболу. Проблемы со зрением, которые наблюдались в начальной школе (заметьте до начала пользования компьютером!), решились за счет систематических занятий профилактической гимнастикой для глаз, часто при помощи того же компьютера.
       Отдельный разговор следует вести об использовании компьютера в семьях, где есть дети с особенностями психо-физического развития. Есть ряд заболеваний, при которых нахождение ребенка рядом с компьютером может быть если не смертельно опасным для него, то вызвать серьезные осложнения заболеваний. Например, в случае с детьми, страдающими от эпилепсии, компьютер (вернее мерцание монитора) может спровоцировать эпилептический припадок. 
       В любом случае, прежде чем позволить даже здоровому ребенку сесть за компьютер, родители просто обязаны выяснить состояние его здоровья и возможные последствия у врача. Не стоит пренебрегать и мнением знакомых, друзей и родственников, у которых дети уже пользуются компьютерами. Возможно следует и самим родителям расширить свои познания о компьютерах, особенно в части правил их правильной эксплуатации. Это все вместе взятое, поможет родителям правильно организовать отношения ребенка и компьютера без нанесения вреда здоровью своего чада.
       Немаловажно для здоровья ребенка и то, как укомплектовано его рабочее место. Существует множество моделей мебели для работы за компьютером. Хочу отметить, что в данном случае к мебели предъявляются те же требования, что и к мебели для организации обучения, т.е. полное соответствие росту ребенка, достаточная освещенность слева и т.п.
      Помещение, где находится компьютер, не должно быть спальней ребенка. Желательно обеспечить хотя бы раз в сутки влажную уборку помещения, где ребенок работает за компьютером. Желательно специально подобрать комнатные растения для этого помещения: хлорофитум, сансевьера (щучий хвост) и др. растения, которые хорошо переносят омывание водой. Миф про кактусы, которые якобы поглощают излучение, в расчет не принимать.
      И, самое главное, сразу установить четкий и непререкаемый режим работы за компьютером. По началу это может вызвать недовольство ребенка. Советую не идти на уступки ни под каким предлогом, ибо наша конечная цель – научить ребенка пользоваться компьютером при условии полной сохранности его здоровья.

     

    Категория: Компьютер в специальном образовании | Добавил: Nehlest (25.07.2009) | Автор: Елена
    Просмотров: 785 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/3 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]