Грамматический строй речи
- Дидактическое упражнение «Один – много»
(образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах): лужа – луж, лист – листьев, дерево – деревьев, туча – туч, ветка – веток.
- Дидактическое упражнение «Назови лист»
(образование относительных прилагательных):
лист берёзы — берёзовый
лист клёна – кленовый
лист осины – осиновый
лист липы — липовый
лист рябины – рябиновый
лист дуба – дубовый
лист тополя – тополиный
- Дидактическое упражнение «Сосчитай до пяти»
(согласование существительных с числительными):
Один дубовый листочек, два дубовых листочка, …, пять дубовых листочков
Одна лужа, две лужи,… пять луж;
Одно дерево, два дерева, три дерева, … пять деревьев;
Одна ветка, две ветки, три ветки, … пять веток;
Одна туча, две тучи, три тучи, … пять туч;
Один зонт, два зонта, … пять зонтов;
- Дидактическое упражнение «Что лишнее и почему?»:
Осень, зима, холод, весна (холод, так как остальные — времена года).
Дуб, рябина, осень, осина (осень, так как остальные — деревья).
Дождь, ветер, дерево, снег (дерево, так как остальные – явления природы).
Советы логопеда родителям
Погуляйте с детьми по парку, во дворе, рассмотрите растущие там деревья. Повторите названия деревьев. Объясните, что у дерева есть ствол, ветки, корень, а вверху – макушка, верхушка. Расскажите о сезонных изменениях, происходящих с деревьями осенью.
На прогулке помогите ребенку найти листики клёна, дуба, берёзы, тополя, осины, рябины. Покажите, с каких деревьев они опали. Учите ребенка узнавать их: «Этот листок упал с дуба. Видишь, какой он овальный, резной. А этот листочек ветер сорвал с березы. Он заостренный, с мелкими зубцами по краю. А вот лист тополя. Он тоже заостренный, но крупнее листка березы. Этот — листок осины. Он похож на монетку, он почти круглый. А что напоминает лист рябины? Правда, он похож на перышко?»
Обратите внимание ребенка на разный цвет листьев: «Видишь, какой лист клена? Правильно. Он оранжевый. А какого цвета лист осины? Он красный» и т. п.
Выясните, знает ли ребенок, какое время года наступило. Помогите ребенку запомнить приметы осени.
Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ. Например:
— Какое сейчас время года?
— Сейчас осень.
— Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов на улице.
— На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает. Дети пошли в школу. Люди надели более теплую одежду.
Помогите ребенку запомнить, что в осени можно выделить два периода: ранняя осень и поздняя осень. Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются.
Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.
Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава и цветы. Заканчивается отлет птиц.
Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы — организуйте беседу.
— Какое сегодня небо?
— Небо чистое и голубое.
— А каким чаще бывает небо поздней осенью?
— Поздней осенью чаще небо затянуто тучами.
— Какие листья ты видишь на деревьях?
— Листья красные, желтые, оранжевые.
— А какими бывают деревья поздней осенью?
— Поздней осенью деревья голые.
— Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она?
— Трава еще зеленая, в ней цветут цветы.
— Что произойдет с травой поздней осенью?
— Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет.
— Подойди к муравейнику. Расскажи, что ты видишь.
— Муравьи тащат в муравейник травинки, веточки, готовятся к зиме. — Что происходит с насекомыми поздней осенью?
— Поздней осенью насекомые исчезают.
— Посмотри на небо. Кого ты видишь?
— Перелетные птицы летят в теплые края.
Выучите с ребенком четверостишие, которое поможет ему запомнить названия месяцев осени.
Сентябрь, октябрь, ноябрь
С дождем и листопадом.
И птицы улетают,
И детям в школу надо.
Предложите ребенку разделить названия осенних месяцев на слоги: сен-тябрь, ок-тябрь, но-ябрь. Напомните: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
Потренируйте ребенка в узнавании клена, дуба, березы, рябины, тополя, осины, ясеня по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, листьев. Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, багряные, пунцовые. Например: алые листья клена, золотые листья березы, пунцовые листья осины, багряные листья рябины.
Поиграйте с детьми
Игра «Осенние листья».
Вы бросаете ребенку мяч и называете дерево; ребенок возвращает вам мяч, образуя словосочетание с двумя прилагательными.
Например: — Береза. — Желтые березовые листья. — Клен. — Алые кленовые листья. — Осина. — Пунцовые осиновые листья. — Рябина. — Оранжевые рябиновые листья.
Игра «Телефон».
Взрослый тихо говорит ребенку названия деревьев, а он шепчет эти названия на ухо следующему.
Игра «Угадай, чей лист?».
Взрослый показывает листочек, а ребенок говорит с какого дерева. Например: Этот листок упал с берёзы – это берёзовый листочек.
Игра «Куда упал листочек?»
(учить детей ориентироваться на листе бумаги: на средину, в центр, вверх, вниз ,в угол, слева, справа, между, около, рядом).
Задание № 1:
Обвести контуры собранных во время прогулки листьев дуба, клёна, берёзы и т.д. Раскрасить их соответствующими красками.
Задание №2:
С помощью взрослых сделать несколько игрушек из природного материала (шишек, желудей, каштанов, листьев, коры, бересты и др.).
Игра «Подскажи словечко».