Четверг, 16.05.2024, 06:50Приветствую Вас Гость | RSS
SchoolMasters
Форма входа
Поиск
Меню сайта
Категории
Родительское собрание
Консультирование
Календарь
.
Осталось...
Опросы
Оцените мой сайт
Всего ответов: 128
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Партнер
OZ.by - не только книжный магазин
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • web.A.net
  • Педагогическая мастерская


    Главная » Статьи » Работа с семьей » Консультирование

    Информация для родителей детей 5-6 лет по лексической теме «Осень»
      Дети должны знать:
    - какое время года наступило, называть осенние месяцы по порядку; 
    - приметы осени:
      - стало холодно, дуют сильные ветры, идут холодные моросящие дожди;   
       - листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают, начался листопад; 
       - исчезли насекомые; 
       - собираются в стаи и улетают на юг птицы; 
       - дни стали короче, а ночи длиннее; 
       - с полей и из садов убирают урожай; 
       - люди стали теплее одеваться; 
    - называть деревья: берёзу, ель, сосну, рябину, дуб, липу, тополь, клён; 
    - называть семена и плоды деревьев: жёлуди, серёжки, ягоды, гроздь рябины, шишки, крылатки. 

    Расширение словарного запаса детей: 
    Существительные: 
    осень, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, зонт, сентябрь, октябрь, ноябрь, листья, деревья, берёза, дуб, тополь, рябина, липа, осина, клён, сосна, ель; 
    Прилагательные: 
    желтый, красный, сухой, мокрый, холодный, осенний, пасмурный, золотая (осень), серые (дни), моросящий (дождик), проливной (дождь); 
    Глаголы: 
    желтеть, краснеть, опадать, лить, дуть, наступать, моросить, срывать (листья), хмуриться, облетать. 

    Грамматический строй речи 
    - Дидактическое упражнение «Один – много» 
    (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах): лужа – луж, лист – листьев, дерево – деревьев, туча – туч, ветка – веток.
     - Дидактическое упражнение «Назови лист» 
    (образование относительных прилагательных): 
    лист берёзы — берёзовый 
    лист клёна – кленовый 
    лист осины – осиновый 
    лист липы — липовый 
    лист рябины – рябиновый 
    лист дуба – дубовый 
    лист тополя – тополиный 
    - Дидактическое упражнение «Сосчитай до пяти» 
    (согласование существительных с числительными): 
    Один дубовый листочек, два дубовых листочка, …, пять дубовых листочков 
    Одна лужа, две лужи,… пять луж; 
    Одно дерево, два дерева, три дерева, … пять деревьев; 
    Одна ветка, две ветки, три ветки, … пять веток; 
    Одна туча, две тучи, три тучи, … пять туч; 
    Один зонт, два зонта, … пять зонтов; 
    - Дидактическое упражнение «Что лишнее и почему?»: 
    Осень, зима, холод, весна (холод, так как остальные — времена года). 
    Дуб, рябина, осень, осина (осень, так как остальные — деревья).
    Дождь, ветер, дерево, снег (дерево, так как остальные – явления природы). 

    Советы логопеда родителям 
       Погуляйте с детьми по парку, во дворе, рассмотрите растущие там деревья. Повторите названия деревьев. Объясните, что у дерева есть ствол, ветки, корень, а вверху – макушка, верхушка. Расскажите о сезонных изменениях, происходящих с деревьями осенью. 
       На прогулке помогите ребенку найти листики клёна, дуба, берёзы, тополя, осины, рябины. Покажите, с каких деревьев они опали. Учите ребенка узнавать их: «Этот листок упал с дуба. Видишь, какой он овальный, резной. А этот листочек ветер сорвал с березы. Он заостренный, с мелкими зубцами по краю. А вот лист тополя. Он тоже заостренный, но крупнее листка березы. Этот — листок осины. Он похож на монетку, он почти круглый. А что напоминает лист рябины? Правда, он похож на перышко?» 
    Обратите внимание ребенка на разный цвет листьев: «Видишь, какой лист клена? Правильно. Он оранжевый. А какого цвета лист осины? Он красный» и т. п. 

       Выясните, знает ли ребенок, какое время года наступило. Помогите ребенку запомнить приметы осени. 
    Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ. Например: 
    —    Какое сейчас время года? 
    —    Сейчас осень. 
    —    Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов на улице. 
    —    На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает. Дети пошли в школу. Люди надели более теплую одежду.

       Помогите ребенку запомнить, что в осени можно выделить два периода: ранняя осень и поздняя осень. Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются. 
       Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.
       Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава и цветы. Заканчивается отлет птиц.

       Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы — организуйте беседу. 
    —    Какое сегодня небо? 
    —    Небо чистое и голубое. 
    —    А каким чаще бывает небо поздней осенью? 
    —    Поздней осенью чаще небо затянуто тучами. 
    —    Какие листья ты видишь на деревьях? 
    —    Листья красные, желтые, оранжевые. 
    —    А какими бывают деревья поздней осенью? 
    —    Поздней осенью деревья голые. 
    —    Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она? 
    —    Трава еще зеленая, в ней цветут цветы. 
    —    Что произойдет с травой поздней осенью? 
    —    Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет. 
    —    Подойди к муравейнику. Расскажи, что ты видишь. 
    —    Муравьи тащат в муравейник травинки, веточки, готовятся к зиме. —    Что происходит с насекомыми поздней осенью? 
    —    Поздней осенью насекомые исчезают. 
    —    Посмотри на небо. Кого ты видишь? 
    —    Перелетные птицы летят в теплые края. 

       Выучите с ребенком четверостишие, которое поможет ему запомнить названия месяцев осени. 
       Сентябрь, октябрь, ноябрь 
       С дождем и листопадом. 
       И птицы улетают, 
       И детям в школу надо. 

       Предложите ребенку разделить названия осенних месяцев на слоги: сен-тябрь, ок-тябрь, но-ябрь. Напомните: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. 

       Потренируйте ребенка в узнавании клена, дуба, березы, рябины, тополя, осины, ясеня по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, листьев. Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, багряные, пунцовые. Например: алые листья клена, золотые листья березы, пунцовые листья осины, багряные листья рябины. 

      Поиграйте с детьми 
      Игра «Осенние листья». 
      Вы бросаете ребенку мяч и называете дерево; ребенок возвращает вам мяч, образуя словосочетание с двумя прилагательными. 
      Например: —    Береза. — Желтые березовые листья. —    Клен. — Алые кленовые листья. —    Осина. — Пунцовые осиновые листья. —    Рябина. — Оранжевые рябиновые листья. 
      Игра «Телефон». 
      Взрослый тихо говорит ребенку названия деревьев, а он шепчет эти названия на ухо следующему. 
      Игра «Угадай, чей лист?». 
      Взрослый показывает листочек, а ребенок говорит с какого дерева. Например: Этот листок упал с берёзы – это берёзовый листочек. 
      Игра «Куда упал листочек?» 
    (учить детей ориентироваться на листе бумаги: на средину, в центр, вверх, вниз ,в угол, слева, справа, между, около, рядом). 
      Задание № 1: 
      Обвести контуры собранных во время прогулки листьев дуба, клёна, берёзы и т.д. Раскрасить их соответствующими красками. 
      Задание №2: 
      С помощью взрослых сделать несколько игрушек из природного материала (шишек, желудей, каштанов, листьев, коры, бересты и др.).
      Игра «Подскажи словечко». 
      Птицы улетают, 
      Собралися в стаи. 
      Листья улетают, 
      Ветер их уносит. 
      Все это бывает, 
      Если с нами… (осень).

    Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».
    Раз, два, три, четыре, пять. 
    (Загибают пальчики на обеих руках, начиная с большого) 
    Будем листья собирать. 
    (Ритмично сжимают и разжимают кулачки) 
    Листья берёзы, 
    (Вновь загибают пальчики, начиная с больших) 
    Листья рябины, 
    Листики тополя, 
    Листья осины, 
    Листики дуба мы соберём. 
    («Шагают» по столу средним и указательным пальцами обеих рук) 
    Маме осенний букет отнесём.

      Выучите с ребенком следующий текст и проведите пальчиковую гимнастику. Она способствует развитию тонкой (пальцевой) моторики, поможет легко запомнить относительные прилагательные «дубовый», «кленовый», «рябиновый», пригодится для проведения минутки отдыха при письме или рисовании. Развитие мелкой моторики. 
      Ветер по лесу летал,
        Плавные, волнообразные движения ладонями 
      Ветер листики считал: 
      Вот дубовый,
      Вот кленовый, 
      Вот рябиновый резной, 
      Вот с березки золотой, 
        Загибают по одному пальчику на обеих руках 
      Вот последний лист с осинки,
      Ветер бросил на тропинку.. 
        Спокойно укладывают ладони на стол


    Категория: Консультирование | Добавил: nehelenast (18.09.2018)
    Просмотров: 292 | Рейтинг: 5.0/1 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]