Пятница, 26.04.2024, 18:33Приветствую Вас Гость | RSS
SchoolMasters
Форма входа
Поиск
Меню сайта
Категории
Родительское собрание
Консультирование
Календарь
.
Осталось...
Опросы
Оцените мой сайт
Всего ответов: 128
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Партнер
OZ.by - не только книжный магазин
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • web.A.net
  • Педагогическая мастерская


    Главная » Статьи » Работа с семьей » Консультирование

    Родительское программирование и пророчество

       

       Родительские взгляды на те или иные вещи являются причиной развития различных сторон личности ребенка. Одна из этого процесса предложена Snyderом, она называется моделью самоактуализации родительских утверждений (пророчеств) и содержит пять шагов. 

       Шаг первый – зарождение утверждений, касающихся ребенка. Родитель обдумывает и предполагает те, еще неясные, особенности своего ребенка. 

       Шаг второй – проверка. Его суть: родители могут сомневаться в точности, истинности своей интерпретации, а поэтому стремятся проверить (протестировать) свои предположения для того, чтобы избежать ошибки. К сожалению, даже тогда, когда родители искренне пытаются проверить свои предположения, они скорее пытаются найти подтверждение своим взглядам. Например, считая, что ребенок застенчив, они ставят его в усложненные социальные ситуации, в которых ребенок вновь и вновь демонстрирует застенчивость, вместо того, чтобы предоставить ребенку лишнюю возможность опровергнуть первоначальную интерпретацию. Чем продожительнее впечатление, тем труднее его опровергнуть. Например, чем старше гиперактивный мальчик, тем сложнее матери заметить позитивные изменения. 

       Шаг третий – действие согласно представлениям. Получая подтверждение своих первоначальных впечатлений, родители чувствуют необходимость вести себя согласно этим впечатлениям. 

       Шаг четвертый – реакция ребенка. Действия взрослого требуют от ребенка реагировать соответствующим образом. Демонстрируя ту форму поведения, которую ищет родитель на втором этапе, ребенок обеспечивает подтверждение представлениям взрослого о нем. Реакции ребенка являются достаточно определенными. Ребенок всегда будет стремиться к тому, чтобы соответствовать родительским требованиям. 

       Шаг пятый – вживание(интериоризация). Как гласит народная мудрость: "Посеешь привычку, пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу". Ребенок переводит вновь образованное поведение во внутреннюю самоконцепцию (представление о себе) и затем переносит ее в новые ситуации. Например, в по данным исследователей, родители приписывали успех мальчиков таланту, а успех девочек усилию (усидчивости). Естественно, что оценивая свои возможности, дети в большей степени ориентировались на взгляды родителей, чем на свои достижения. Поэтому в дальнейшем девочки будут скромно получать хорошие оценки, не претендуя на то, чтобы "хватать звезды с небес". 

       Превращение в жизненный сценарий. Психологи придают огромное значение языку как средству общения родителей и детей. Язык для ребенка - не просто средство общения, он является магическим средством, которое превращается в реальность и задает курс жизни, поэтому для ребенка далеко не безразлично, «как» родители говорят о нем. Посредством языка представления родителей о своем ребенке превращаются в «самоактуализарующееся пророчество».

        Сценарий (по определению Э.Берна) – это план жизни который начинает складываться еще в детстве под значительным влиянием родителей. Он направляет человека навстречу его судьбе и порой лишает возможности сопротивляться и свободно выбирать. Конечным этапом сценария является положение личности в обществе: победитель, середнячок (непобедитель) и неудачник. Большая часть неудачников – алкоголики, наркоманы, самоубийцы являются пациентами соответствующих лечебных учреждений. 

      Основу жизненного сценария составляет Родительское Программирование. Все поступки ребенка обычно адресованы родителям, поэтому ребенок принимает программирование по следующим причинам: 
       - получает уже готовую цель в жизни (иначе ее пришлось бы выбирать самому) 
       - получает готовые варианты времяпрепровождения – навыки, привычки, увлечения и пр. (это особенно удобно тем, что заведомо будет одобрено родителями) 
       - получает готовые рецепты поведения в тех или иных жизненных ситуациях. 

       Программируя жизнь своих детей, родители делятся своим опытом, всем, что они знают (или считают, что знают). При этом Победители программируют Победителей, а Неудачники – Неудачников. "Яблоко от яблони недалеко падает” – говорят в народе. В подтверждение можно привести данные статистики, согласно которой у 80% жен бывших алкоголиков, повторно вышедших замуж, мужья снова оказываются алкоголиками. Т.е. быть женой алкоголика это еще и судьба, определяемая жизненным сценарием. (Любой уважающий себя оккультист сказал бы, что это карма, полученная в прошлом перерождении.) 

       Каким же образом происходит родительское программирование? Первый и самый важный способ – неявное программирование. Интересно, что родители программируют даже обстановку, в которой должен родиться ребенок. Это лучше всего видно на таком простом примере, как количество и порядок следования детей в семье. Скрупулезное изучение нескольких поколений выявляет удивительные совпадения. Например, известный швейцарский психиатр Э. Берн приводит пример семьи, в которой три старших брата по отцу родились с интервалом 0 – 5 – 7 ( 0 – условная дата рождения старшего ребенка) лет, сестры по материнской линии родились с интервалом 0 – 4 – 6 лет, а от брака матери и отца родились снова три брата, имеющие интервал рождений 0 – 4 – 6.

       В дальнейшем существование определенного интервала между рождениями приводит к тому, что ребенок растет в окружении братьев и сестер ( не обязательно только родных, но и двоюродных), которые либо опекают его, будучи существенно старше, либо принимают его как равного при небольшой разнице в возрасте, что также влияет на сценарные установки личности.

       Судьба ребенка начинает определяться при вступлении в брак его родителей. Часто молодые люди, брак которых является желанным для обоих семей, мечтают о сыне как о наследнике. В такой ситуации сын получает воспитание, которое необходимо наследнику больших денег. Собственно говоря, он получает готовый сценарий. 

       Но если в такой семье первой будет девочка, ее в будущем ждут проблемы. Это часто происходит со старшими дочерьми банкиров. В таком случае к воспитанию относятся равнодушно. Иногда муж готов пойти на развод, если следующим ребенком не будет мальчик. В этой семье девочка, слыша ссоры родителей, начинает испытывать чувство вины.

       Еще один типичный сценарий создается, когда женщина рожает ребенка для того, чтобы сохранить распадающийся брак. Если брак не сохраняется, у ребенка на всю жизнь может остаться ощущение своей полной ненужности.

       Первичное программирование сценария происходит уже во время кормления ребенка. Как правило, это сцены с двумя действующими лицами: в них заняты ребенок с матерью и изредка участвуют зрители. Во время кормления мать и ребенка объединяют короткие фразы и отдельные слова. Отношение матери к ребенку, эмоциональная насыщенность речи и всего действия в целом является основой долговременных жизненных сценариев. 

       Поразительный пример можно найти у Зощенко в его последней книге. Он начинает свой рассказ с того, что по ночам ему снятся повторяющиеся кошмары, затем в ходе анализа приходит к выводу о том, что основой этих кошмаров явилось ощущение страха, полученное во время кормления из-за сильного удара молнии ( дело было на даче). Конечным результатом анализа стало то, что у писателя пропал порок сердца, из-за которого его в свое время освободили от армии. 

       Немного сложнее процесс купания, здесь уже можно определить, кто (мать или ребенок) станет победителем, а кто – проигравшим ( кто будет первенствовать в отношениях ). В течение ряда лет мать будет восхищаться своим ребенком («Какой он чудесный мальчик!») или переживать, что его что-то беспокоит, или часами петь колыбельную у кроватки больного ребенка. Уже в этот период создается чувство благополучия или неблагополучия, которые помогают понять, кем будет ребенок – Победителем или Неудачником. Неизменным Победителем или Победительницей с запрограммированным успехом обычно становится (но это не обязательно) первый ребенок в семье.

       Важная составная часть сценарного программирования – семейные предания и отношение к предкам. Выше описано, как формируется первый интимный контакт между матерью и ребенком во время кормления, во время купания. Постепенно ребенок начинает улавливать и общую атмосферу в семье, слушает сказки, впитывая и выбирая для себя сценарии, заложенные в сказках. Затем начинает улавливать общую атмосферу общения в семье. При этом важнейший компонент этой атмосферы – отношение родителей к родителям и к предкам вообще. На примере отношения родителей к своим родителям ребенок, во-первых, усваивает каким он будет родителем, во-вторых, получает в наследство все проблемы своего рода. 

       Часто ли мы задумываемся над тем, какой вывод сделает ребенок, когда мать говорит ему что-нибудь типа: "Твой дедушка прожил девяносто восемь лет со всеми зубами и без седых волос”? 
       Швейцарский психиатр Э. Берн различал четыре типа сценариев: 
       - чувство гордости за предков ("Мой прадед был купцом Первой Гильдии” – программирование сценария Победителя, "Мой прадед был купцом первой гильдии, но прогорел также, как я” – сценарий Неудачника). 
       - идеализация ("Моя бабушка была отличной хозяйкой” – программирование Победителя, "Моя бабушка была отличной хозяйкой, но в старости она сильно сдала” – программирование Непобедителя). 
       - соперничество ("Дедушка был таким мягким, что любой мог вить из него веревки” – программирование Непобедителя, который будет безуспешно стремиться стать сильнее родителя). 
       - личный опыт.

       Теперь следует поговорить о том, что мы передаем ребенку, какие наши предписания определяют его судьбу. Все команды и предписания, которые мы получаем от родителей, являются для ребенка языком приказов. 

       Давайте посмотрим, какие приказы мы отдаем. Как правило, все наши предписания содержат в себе частицу "не". Как часто мы слышали в детстве и продолжаем повторять нашим детям: "не груби", "не шуми", "не будь трусом". Такие предписания являются прямыми запретами. Психологами установлено, что частица "не" подсознанием не воспринимается. Причина такого отношения в самом характере запретов. Мышление ребенка очень конкретно и привязано к ситуации, поэтому любой запрет понимается как запрет на конкретное действие в конкретной обстановке. Если команда "не груби” была произнесена на кухне, то она так и понимается "не груби на кухне”. Далее у ребенка возникает естественный вопрос "А в комнате (ванной, на улице ) можно грубить?” 

       Значительно лучше действуют разрешительные команды "Будь хорошим”. Ценность разрешительных предписаний в том, что они понимаются как команды типа: "Найди способ стать хорошим”. И, следовательно, намного сильнее поощряют творческий подход – ребенку самому предоставляется, каким образом он должен выполнить это предписание. 

       Третья разновидность предписаний – предписания для воспитания Непобедителей. Типичный пример "Не будь неудачником”. При осмысливании этой фразы сознание ребенка просто отключается и начинает работать подсознание. Что от нас воспримет ребенок в этом случае – ведомо только нашему подсознанию и подсознанию ребенка. Кстати, приведенная фраза во взрослой психиатрии является типичным примеров эриксоновского гипноза, точнее его варианта, который так и называется "техника перегрузки сознания”. 

       Ученые рекомендуют заменять внушения, содержащие отрицание, на положительные: "Веди себя тихо" вместо "Не шуми", "Будь умницей" вместо "Не будь глупцом" и т.д. 

        Психологами установлено, что причинами многих болезней являются отрицательные эмоции, которые взрослые годами копят в себе. Например, Луиза Хей утверждает, что годами накопившаяся обида может проявиться как злокачественная опухоль, остеохондроз может быть следствием неуверенности в себе. Список психологических предпосылок для возникновения различных заболеваний можно продолжить. Обычно эти болезни являются следствием неумения взрослого человека работать с отрицательными эмоциями. (Вспомним расхожую фразу – "Все болезни от нервов”). Между тем причины этого закладываются в детском возрасте и ведущую роль среди них играют запреты на сильные эмоции. 

       Достаточно часто от родителей можно услышать запреты на проявление эмоций: "Не реви", "Не шуми", "Не кричи", "Не хнычь”. Родительский запрет на проявление сильных эмоций закладывается в детстве, а влияние оказывает на всю дальнейшую жизнь человека. Обида, страх, злость не находят своего внешнего проявления, а накапливаются внутри, разрастаясь, как снежный ком. В дальнейшем все накопленное служит питательной средой для формирования различного рода стереотипов, которые затем ведут и функциональным нарушениям. 

       На наш взгляд, родителям совершенно необходимо развивать в ребенке (да и в себе) культуру работы с сильными эмоциями. Под сильными эмоциями мы подразумеваем чувства гнева, раздражения, страх и пр. Причины запрета на проявление эмоций могут быть социального характера (например, присутствие в театре), либо то, что родители сами раздражаются и пугаются при проявлении сильных эмоций. В последнем случае родителям самим необходимо учиться раскованности, умению проявлять свои чувства. 

       Наверное, нет смысла приводить готовые рекомендации. Гораздо полезнее переменить в себе общий взгляд на проявление сильных эмоций. Не нервничайте и не пугайтесь, если Ваш ребенок заплакал или впал в истерику, у него всегда есть на это свои причины. Не запрещайте ему проявлять свои чувства, покажите пример спокойного отношения к сложившейся ситуации.

       Часто, когда ребенок слышит от родителей какой-нибудь запрет (например: "Не кричи!", "Не шуми!"), то за фразой самого запрета явственно слышится вторая часть, "Будь как все". Эта часть запрета обычно не произносится вслух, но ребенком все равно улавливается и действует эффективно. 

       Установка "Будь как все" – характерный пример установки на сценарий Непобедителя (Середнячка). Вред этого предписания проявляется в том, что ребенок становится слишком зависим от чужого мнения. При этом устойчиво формируется такой специфический страх, как боязнь оценки. 

       В дальнейшем, во взрослой жизни, такое предписание приводит к появлению хорошо известных психологам проблем. Один из сценариев, который развивается на основе установки "Будь как все” у Э. Берна называется "Сизиф”. Суть сценария в том, что "Сизиф” настойчиво работает и почти достигает желаемого, но неожиданно он расслабляется, ослабляет напор и опять оказывается в начале пути. Ему снова необходимо преодолеть трудности. Сценарий "Сизиф” выступает как предохранительный механизм, не позволяющий человеку добиться жизненного успеха, и позволяющий выполнить установку "Будь как все”. 

       Какой же существует механизм для того, чтобы уйти от программирования с помощью запретов? Самый простой способ – не употребляйте слова с частицей "не”. Используйте слова типа "прекрати”, "перестань”. Кстати, вслушайтесь в звучание фраз "Не реви, будь как все” и фразы "Перестань реветь, будь как все”. Не кажется ли Вам, что первая из них звучит более естественно, чем вторая? И что во второй фразе установка "Будь как все” выглядит немного лишней?

       В определенных случаях ребенок может сломать родительский сценарий и выбрать собственную судьбу, но для этого ему придется много поработать над развитием своей личности.

         По материалам deti.e1.ru
       

     

    Категория: Консультирование | Добавил: Nehlest (01.08.2009) | Автор: Елена
    Просмотров: 2682 | Теги: модель самоактуализации родительски, родительское программирование судьб | Рейтинг: 4.8/5 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]