Вторник, 30.04.2024, 17:59Приветствую Вас Гость | RSS
SchoolMasters
Форма входа
Поиск
Меню сайта
Категории
медицина [8]
Календарь
.
Осталось...
Опросы
Вам пригодился мой сайт?
Всего ответов: 118
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Партнер
OZ.by - не только книжный магазин
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • web.A.net
  • Библиотека


    Главная » Файлы » Медицина » медицина

    В.П. Филонов, С.М. Соколов, Н.Ф. Фарино. Основные направления развития гигиены детей и подростков на современном этапе в Республике Беларусь
    [ ] 25.06.2012, 12:19
    Белорусский научно-исследовательский санитарно-гигиенический институт, Министерство здравоохранения Республики Беларусь

    В последние годы в Республике Беларусь складывается определенная модель государственной политики, которая предусматривает всестороннюю гарантированную защиту государством и обществом детей, семьи, материнства. Именно эта задача является стержневой в принятом в 1993 г. Законе РБ "О правах ребенка", который основывается на Конвенции ООН "О правах ребенка". Особое внимание и социальная защита гарантируются детям с особенностями психо-физического развития, лишенным своего семейного окружения или очутившимся в иных неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях.

    С целью практической реализации Конвенции ООН "О правах ребенка", Закона Республики Беларусь "О правах ребенка" в Беларуси разработан и утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 19.04.1995 года Национальный план действий по охране прав ребенка на 1995-2000 гг., который многосторонне охватывает вопросы жизни и воспитания подрастающего поколения. Указом Президента Республики Беларусь от 18.03.1996 года создана Национальная комиссия по правам ребенка, утверждены Положение о ней и состав. Данный государственно-общественный орган призван координировать решение вопросов государственной политики в отношении детей, поскольку проблема здоровья подрастающего поколения не может быть решена только силами органов здравоохранения.

    Детское население — наиболее ранимая и самая чувствительная к неблагоприятным воздействиям окружающей среды возрастная группа. Тенденцию к изменению показателей здоровья детского населения следует рассматривать как барометр социально-экономического развития общества и критерий санитарно-эпидемиологического благополучия всего населения. Низкий уро­вень здоровья при рождении, последующее снижение адаптационных возможностей организма, ускоренное формирование хронической патологии, характерные для здоровья нынешнего поколения, обусловлены экологическим и социальным неблагополучием прошлых лет. Для детей не существует "краткосрочных" последствий. Детство — короткий, но крайне важный этап жизни, на котором закладываются основы здоровья.

    Комплексное изучение процессов формирования здоровья подрастающего поколения в системе человек — окружающая среда выявило длительно существующие в нашей республике проблемы, связанные со средой обитания ребенка и его жизнеобеспечением, стимулирующие накопление негативных явлений в здоровье населения в целом. Поскольку проявления таких отрицательных эффектов, как рост хронической патологии, учащение рождения детей с врожденными уродствами, снижение фертильного здоровья женщин, отрицательный прирост населения, отдалены по времени и не сразу замечаются обществом, процесс формирования здоровья может сделаться неуправляемым. Однако здоровьем ребенка нужно и можно управлять, ибо общество, члены которого имеют низкий уровень здоровья, рано или поздно будет вынуждено тратить огромные средства на его поддержание.

    Устойчивое развитие любого государства возможно только при условии здорового населения. В нашей республике демографическая структура населения ухудшается. В частности, за последние годы доля детей до 15 лет уменьшилась с 27,6 до 23,5%. Если в 1975 г. число детей превышало количество пожилых людей (старше 60 лет) на 69,7%, то к началу 1995 г. — только на 12,7%. Численность сельских детей в общей структуре населения за последние 20 лет сократилась почти в 2 раза и составляет лишь 28%. В некоторых районах доля молодежи не превышает 3—6%.

    Экологическая ситуация и неблагоприятные демографические и социально-экономические тенденции повлекли за собой ухудшение здоровья детского населения, поставив эту проблему в число национальных приоритетов. В последние годы негативная динамика состояния здоровья приняла устойчивый характер, что подтверждается ростом заболеваемости по всем основным классам болезней. Так, среди белорусских школьников отмечается рост заболеваемости гастритом (в 10,5 раза), язвой желудка (в 2,3 раза), у 7% детей наблюдается увеличение щитовидной железы, 23% имеют различные хронические заболевания, 65 % — функциональные отклонения. Увеличился процент детей с заболеваниями, получившими у медиков название "школьных" (нарушения осанки и зрения). К пятому классу нарушение осанки выявляется у 40% школьников. У 21% первоклассников наблюдаются нервно-психические расстройства. К моменту окончания школы этот процент увеличивается до 93. В результате 2/3 выпускников школ имеют медицинские ограничения при выборе профессии, более чем 50% допризывников противопоказана служба в армии [9].

    Отмеченные негативные тенденции характерны для всех постсоветских государств [1—7, 10—12], однако в условиях экологически неблагополучной Беларуси этот вопрос приобретает особую актуальность.

    Тревожит рост заболеваемости подростков. За последние 10 лет число здоровых девушек-выпускниц школ уменьшилось до 6,3%, а количество девушек, имеющих хронические болезни, увеличилось до 75% [2]. Анализ заболеваемости в зависимости от пола и возраста позволил установить, что у девочек в 2,3 раза чаще, чем у подростков-мальчиков, выявляются болезни органов дыхания (15,7 и 6,7% соответственно), а также эндокринной системы (7,8 и 2,7%). В группе мальчиков почти в два раза чаще, чем у девочек, встречаются заболевания органов пищеварения — 35,3% против 18,6% [6]. Такой низкий уровень здоровья представляет реальную угрозу для будущего нации.

    На фоне неблагополучия в соматическом здоровье среди подростков наблюдается рост "социальных" болезней [1]. В 1997 г. 0,8% подросткового населения в возрасте от 15-19 лет обратилось за медицинской помощью по поводу сифилиса. При этом в последние 5 лет уровень заболеваемости сифилисом в этой возрастной группе растет. В подростковой группе 18-19-летних уровень заболеваемости сифилисом вырос в десятки раз. Исследования [1] показывают, что на протяжении последних 3 лет от 0,85 до 1% всех подростков в возрасте 15-17 лет имеют диагнозы алкоголизм, токсикомания, наркомания.

    При снижении темпов общей рождаемости доля рождений женщинами моложе двадцати лет увеличилась почти в 2 раза, а рост рождений у незамужних матерей — с 6,4% в 1980 г. до 13,3% в 1995 г. [4], что позволяет предположить тесную связь этих показателей. Постоянно растет число осложнений беременности и родов [8]. Ухудшение здоровья женщин фертильного возраста приводит к искажению первого экологического пространства ребенка (организм матери). Такая тенденция в условиях кризисной ситуации в экономике и резкого падения уровня жизни является предвестником значительных проблем как для ребенка и матери, так и для общества в целом.

    В Беларуси с 1990 г. по конец 1995 г. число зарегистрированных сирот и детей, оставшихся без попечения, выросло на 56%. В настоящее время в республике их число превышает 12000. В основном это дети с отклонениями в состоянии здоровья, для которых существует сеть объектов, обеспечивающих их лечение, медицинскую реабилитацию, обучение, отдых: 2 детских дома для детей с физическими недостатками, 7 — для психохроников, 12 школ-интернатов для детей с задержкой психического развития, 46 — для умственно отсталых детей, 13 — для слабослышащих и глухих, 6 — для слепых и слабовидящих, 1 — для детей с последствиями полиомиелита и ДЦП, 6 — для детей с тяжелыми нарушениями речи, 3 школы рабочей молодежи для глухих и слабослышащих. На начало 1997/98 учебного года в школах для детей с недостатками в умственном и физическом развитии обучалось 21500 детей.

    Существующая материально-техническая база воспитательно-образовательных учреждений зачастую не обеспечивает оптимальных, гигиенически целесообразных условий обучения и режима дня в целом. Подавляющее большинство действующих учреждений построено по типовым проектам. Значительные сроки службы зданий обусловливают их неудовлетворительное техническое состояние, потребность в ремонте. По типовым схемам организуются и земельные участки, тем самым программируется игровая деятельность детей. Плавательные бассейны имеются только в 1,2% школ. Часть школ переполнена: в республике около четверти детей учится во вторую смену, а 0,27% — даже в третью.

    Школы резко различаются по вместимости: в городах есть "гиганты", где учатся по 2 тысячи детей, в деревнях — "карликовые" школы на 10—20 и менее учеников. Открываются "элитные" государственные гимназии и лицеи, частные коммерческие малокомплектные школы, воскресные школы при храмах разных конфессий. Нормативные документы, регламентирующие работу подоб­ных учебных заведений нового типа, отсутствуют.

    Реформа образования, которая проводится в республике, не имеет должного медико-гигиенического обоснования. Школьные программы чрезвычайно насыщены. Их освоение предполагает интенсивную работу ребенка в школе и дома после уроков. Органический дефект школьных программ — ориентация на абстрактного среднего ученика, вследствие чего они "не развивают" самых способных и слишком сложны для детей с замедленным развитием. Последние даже при 12-часовом рабочем дне не в состоянии освоить материал по всем предметам. А не успевающие в школе дети (как правило, дети из неблагополучных семей) составляют большинство среди несовершеннолетних правонарушителей.

    Сегодня требуется принятие неотложных комплексных мер с консолидацией усилий государственных органов, общественных организаций и всего населения по охране здоровья детей. Результатом их реализации должно стать обеспечение государственных гарантий охраны здоровья детей и подростков, стабилизация (а в дальнейшем и улучшение) показателей здоровья и снижение предотвратимых потерь здоровья детского населения республики.

    Основные задачи службы гигиены детей и подростков республики:

    - разработка региональной нормативно-правовой базы Республики Беларусь в области гигиены детей и подростков (по охране труда несовершеннолетних; по охране здоровья сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по оптимизации учебно-воспитательного процесса в условиях реформирования школы; лицензирование всех обучающих программ, особенно в аль­тернативных образовательных учреждениях, и т.п.);

    - совершенствование системы государственного контроля над движением финансовых средств, предназначенных для отраслей гигиенической науки (в частности, для гигиены детей и подростков);

    - оптимизация системы Государственного санитарного надзора за детскими и подростковыми учреждениями;

    - совершенствование службы оказания лечебно-профилактической помощи детям;

    - повышение уровня квалификации медицинских работников лечебной и профилактической сети путем совершенствования системы подготовки, переподготовки и аттестации;

    - интеграция гигиены детей и подростков и некоторых клинических дисциплин;

    - обеспечение комплексности, этапности, системного подхода и целевого планирования мониторинга состояния здоровья и факторов риска, позволяющего научно обосновать оперативные решения санэпидслужбы с целью улучшения санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения;

    - развитие единого подхода к информатизации отрасли, активное использование информационных технологий для повышения эффективности решения проблем экологии детства;

    - разработка и реализация целевых межведомственных программ по сохранению и формированию здоровья детей и подростков;

    - профилактика соматических, инфекционных, в том числе социально значимых заболеваний; валеологизация образования.

    Ближайшие перспективы научной деятельности по гигиене детей и подростков прежде всего будут связаны с реализацией двух документов: Закона Республики Беларусь "О санитарно-эпидемическом благополучии населения11 и Концепции развития санэпидслужбы Республики Беларусь на период до 2004 г. Оба этих документа определяют принципы и формы участия научных учреждении в реализации задач по достижению санитарно-эпидемического благополучия населения, в том числе детского.

    Приоритетным проблемным направлением работы будут исследования состояния здоровья детских и подростковых контингентов республики; анализ причинно-следственных связей между отдельными классами болезней и факторами риска; разработка и реализация территориальных программ охраны здоровья, профилактики соматических и инфекционных заболеваний; коор­динация деятельности заинтересованных ведомств и Центров Государственного санэпиднадзора.

    При подготовке документов нормативной базы и правового обеспечения предусматривается разработать и уточнить те, которые регламентируют нормирование факторов внешней среды для детей разного возраста; современные количественные методы оценки факторов, определяющих состояние здоровья ребенка; систему показателей порядка сбора, учета и обработки статистического материала в области гигиены детей и подростков; другие документы, согласующиеся с заинтересованными министерствами и ведомствами.

    При совершенствовании схемы финансирования в системе здравоохранения необходимо придать реальную действенность положению о приоритете профилактической медицины и прежде всего гигиены детей и подростков.

    Следует усилить все звенья контроля за средой обитания ребенка с обеспечением органов Госсаннадзора по гигиене детей и подростков необходимой материальной и лабораторной базой, квалифицированными кадрами; совершенствовать медицинское обслуживание детей в различных типах детских и подростковых учреждений.

    Основным научным и научно-методическим звеном службы гигиены детей и подростков является отдел гигиены детей и подростков БелНИСГИ, деятельность которого интегрирована с работой всех структурных подразделений института и направлена на решение наиболее сложных научных и научно-прикладных проблем в области гигиены детства. Основная деятельность отдела гигиены детей и подростков — выполнение научно-исследовательских работ по комплексной оценке влияния окружающей среды на здоровье растущего организма, определению управляемых факторов, способных обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие детского населения. Отдел обеспечивает научное сопровождение и осуществляет контроль за внедрением оздоровительных и профилактических мероприятий, следующих из материалов исследования.

    Перспективные и приоритетные научные направления деятельности отдела гигиены детей и подростков БелНИСГИ:

    - разработка методологических подходов к ведению социально-гигиенического мониторинга здоровья детского населения республики с обоснованием прогноза и тенденций ожидаемых изменений в состоянии здоровья детей, а также связанных с ними социально-экономических последствий для принятия соответствующих планировочных и управленческих решений на всех уровнях;

    - исследование состояния здоровья детских и подростковых контингентов, совершенствование методических приемов объективной оценки взаимодействия факторов среды и организма ребенка;

    - изучение причинно-следственных связей и механизмов реагирования растущего организма на сочетанное воздействие внешних факторов разной природы и интенсивности с обоснованием гигиенических регламентов этих факторов;

    - определение долевого влияния комплекса факторов среды на показатели здоровья, научное обоснование ранжирования приоритетного ряда необходимых профилактических и оздоровительных мероприятий;

    - гигиеническое обоснование планировочных решений разных типов детских и подростковых учреждений в связи с реформированием системы образования;

    - изучение среды обитания сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявление закономерностей формирования их здоровья, разработка гигиенических регламентов действующих факторов в целях сохранения и формирования здоровья данного контингента;

    - исследование влияния учебно-воспитательного процесса на соматическое и нервно-психическое здоровье учащихся в различных типах учебных заведений, в местностях с разным уровнем техногенной нагрузки на природную среду в условиях реформирования школы и внедрения новых моделей и технологий обучения;

    - изучение воздействия физических факторов на организм работающих подростков, научное обоснование гигиенических регламентов этих факторов;

    - физиолого-гигиеническая оценка условий обучения на видеодисплейных терминалах детей дошкольного, школьного возраста и детей-инвалидов;

    - методическая помощь при внедрении новых методов донозологической диагностики, профилактических и оздоровительных мероприятий в детских и подростковых коллективах, в том числе путем повышения квалификации врачебных кадров, кадров системы Министерства образования, улучшения подготовки студентов медико-профилактического факультета.

    Для решения научных и прикладных проблем гигиены детей и подростков отдел тесно взаимодействует со специалистами Министерств здравоохранения и образования Беларуси, Республиканским центром гигиены и эпидемиологии МЗ РБ, кафедрой гигиены детей и подростков МГМИ, Республиканским центром здоровья МЗ РБ, ГП ЦЭСМ, ГП "Испытательный центр TOOT", что обеспечит комплексный межведомственный подход к решению вопросов охраны и формирования здоровья подрастающего поколения Беларуси.



    Литература

    1. Алексеев СВ. // Эколого-социальные вопросы защиты и охраны здоровья молодого поколения на пути в XXI век. — СПб., 1998.-С. 16-19.

    2. Баранов А.А. // Экологические проблемы педиатрии. — М., 1998.-С. 5-15.

    3. Галлямов А.Б. Гигиенические проблемы охраны здоровья детского населения в крупном городе и пути их решения: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — СПб., 1998. — 34 с.

    4. Дети риска в Центральной и Восточной Европе: угрозы и надежды / Региональный мониторинговый доклад № 4. — 1997.-С. 136-137.

    5. Карцевский А.В. // Нижегород. мед. журнал. — 1999. — № 3.-С. 17-20.

    6. Молодцов С.А., Катаев И.А. Особенности здоровья подростков и пути его укрепления / Учеб.-метод, пособие. — Н.Новгород, 1997. - 24 с.

    7. Сердюковская Г.Н., Бережков Л.Ф., Белявская В. И. Изучение состояния здоровья детей и подростков и факторы, его определяющие: Докл. Всерос. совещ. специалистов по гигиене детей и подростков. — М., 1993. — С. 6-11.

    8. Сорокина С.Э., Искрицкий A.M. // Мед. новости. — 1999. -№ 10.-С. 16-18.

    9. Стражев В.И. Состояние и пути развития школьного образования в Республике Беларусь: Доклад на 1-м съезде учителей РБ. - Мн., 1997. - 51с.

    10. Сукало А.В., Станкевич З.А. // Здравоохр. Беларуси. — 1994.-№ 1.-С. 67-68.

    11. Суханова НИ. Физическое развитие детей и подростков к концу XX века; связь с биологическими и социально-гигиеническими факторами: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — М., 1996. -48 с.

    12. Усанова Е.П. Состояние здоровья школьников, новые формы организации медицинской помощи, профилактической и оздоровительной работы в школе: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — Н. Новгород, 1997. — 43 с.



    ИСТОЧНИК:
       
        Журнал "Медицинские новости". – 2000. – №12. – С. 20-23.

    Категория: медицина | Добавил: Nehlest | Теги: Основные направления развития гигие
    Просмотров: 861 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]