Проблема изучения и коррекции
специфических нарушений письменной речи у детей и в настоящее время
является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым
годом в начальной школе увеличивается количество детей с
различными видами дисграфии. В настоящее время у 65–70 % детей с
началом обучения в школе обнаруживаются затруднения при обучении
письму. Часто учащиеся неплохо справляются с такими
предметами, как «Математика», «Окружающий мир» и др., но испытывают
большие трудности при изучении русского языка. Требования к
поступающим в 1-й класс детям сегодня возросли. Программа
обучения усложнена и насыщена разнообразным материалом. По мнению
психологов, дефектологов, на успеваемость влияет
множество факторов, но среди главных – трудности в овладении навыком
чтения и письма. Формирование навыка письма у учащихся 1-х
классов начинается со знакомства с буквами и происходит в
период обучения грамоте. Однако, для большинства первоклассников,
время, отведенное для полноценного формирования навыка письма,
часто недостаточно. В итоге многие учащиеся испытывают
трудности в обозначении звука буквой и ее написании, составлении
звуко-буквенных моделей слов. При последующем обучении эти проблемы
проявляются большим ко-личеством ошибок на уровне слова и
предложения. Наличие стойких ошибок на письме, обусловленных
нарушением формирования базовых компонентов, лежащих в основе их
формирования, позволяет говорить о дисграфии, начиная со второго
года обучения. Актуальность проблемы формирования навыков
звуко-буквенного анализа и синтеза у первоклассников
обусловлена тем, что данный навык является базовым при обучении
детей в начальной школе и в дальнейшем служит залогом успешного
становления учебной деятельности при включении в
систематическое школьное обучение. В современной методике обучения грамоте
общепризнанным является положение о том, что практическое
ознакомление со звуковой стороной слова – необходимая предпосылка
для овладения чтением, а впоследствии и письмом на языках,
письменность которых построена по звуко-буквенному принципу. Готовность
к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития
аналитико-синтетической деятельности ребёнка, т.е. умения
осуществлять анализ, сравнение, синтез и обобщение языкового материала. Звуковой анализ, в отличие от
фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии), требует
планомерного специального обучения. Подвергаемая звуковому анализу
речь из средства общения превращается в объект познания.
Фонематический анализ может быть элементарным и сложным.
Элементарный фонематический анализ – это выделение (узнавание звука на
фоне слова, он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно.
Более сложной формой является вычленение первого и последнего
звуков из слова, определение их места (начало, середина, конец
слова). Самая сложная форма фонематического анализа – определение
последовательности звуков в слове, их количества, места по
отношению к другим звукам. Таким фонематическим анализом дети овладевают
лишь в процессе специального обучения.
|