Что такое ответственность? Это умение отвечать за свои поступки. Отвечать - значит помнить об обещании и выполнять его. Разве смогут дети этому научиться, если родители боятся им что-нибудь поручить? Как правило, маленькие дети любят выполнять разные домашние дела, любят за что-нибудь отвечать. Любое выполненное дело помогает малышам чувствовать себя важнее, нужнее и ответственнее. Если мы упускаем этот благодатный момент и все делаем сами за ребенка, чувство ответственности исчезнет, не успев развиться.
Дорогие родители, поручите ребенку самостоятельно и регулярно выполнять какое-либо дело. Разрешите ему совершать ошибки и самостоятельно размышлять над совершенными ошибками. Пусть ребенок сам подумает о том, что он натворил, пусть он сам научится анализировать результаты своего труда.
Если мы стараемся помочь ребенку в любых делах или, что еще хуже, делаем за него эти дела сами, потому что он неумеха и медлительный, – ребенок вырастает безответственным. Безответственные дети во всем зависят от родителей и всегда ждут подсказки, как им нужно себя вести. Только самостоятельный выбор поведения и самостоятельная оценка своего поведения учат ребенка ответственности. Это очень сложный, постепенный и трудный процесс. Чем раньше ребенок начнет этому учиться, тем эффективнее будет результат.
Ответственность – это мера зрелости человека. Разве мы не хотим, чтобы наши дети выросли зрелыми людьми?
Выполненное обещание
– Мишуня, иди быстрее, я опаздываю на футбол, – попросил старший брат младшего.
– Мои ноги быстрее не идут, – безмятежно сообщил трехлетний Мишуня.
Сережка подхватил Мишуню на руки и поспешил в парк. Старшему брату самому недавно исполнилось девять лет, и тащить упитанного Мишуню ему было тяжело.
Детский сад, куда ходил младший брат, закрыли на карантин, и мама сказала Сергею:
– Сынок, выручай, позаботься о Мишуне, пока я на работе. Только не оставляй его одного.
– Не беспокойся, мам, не подведу, – пообещал Сергей.
Сережка, запыхавшись и обливаясь потом, подбежал к футбольному полю, где уже собрались обе команды.
– Чего опаздываешь, ты же вратарь, – недовольно сказал капитан команды.
Старший брат усадил малыша на краю поля на свою куртку и попросил:
– Мишуня, сиди тут. Я буду стоять в воротах и ловить мячик. Дай слово, что никуда не уйдешь.
– Я даю тебе слово, что буду сидеть тут и никуда не уйду, – серьезно ответил Мишуня.
Первые полчаса Сережка то и дело поглядывал на младшего брата, но когда игра накалилась, смотреть по сторонам вратарю стало некогда.
Мишуня долго ждал, когда его старший брат поймает мяч, но тот стоял в воротах и ничего не ловил. Сергею не давали мяч, наоборот, пинали его в сторону от ворот. Малыш вспомнил, что у них дома есть отличный новый мяч, и решил принести его брату. Он поднялся и засеменил по дорожке. «Я кину Сережке наш мяч, и он его поймает. Эти мальчишки не умеют играть в игру «кидай-лови», – рассуждал сам с собой Мишуня. Он отлично помнил дорогу домой, пока дорожка была одна, но потом дорожек вдруг стало много, и малыш заблудился. Навстречу ему шла незнакомая тетя, и Мишуня храбро спросил ее:
– Тетя, где мой дом?
– Ах, какой красивый малыш, – улыбаясь, сказала тетя. – Как тебя зовут?
– Мишуня, – ответил мальчик. – Сережке нужен мячик, но я забыл, где мы живем.
– А кто такой Сережка? – поинтересовалась тетя.
– Мой старший брат. Он в футбол играет, а ему мячик не дают, – объяснил Мишуня.
– Давай сначала зайдем с тобой в кафе и съедим мороженое, а потом пойдем искать твой дом, – предложила тетя.
Мишуня с радостью согласился. Тетя взяла малыша на руки и поспешила прочь из парка. Она пересекла несколько улиц и зашла в небольшое кафе-мороженое.
Игра была в полном разгаре, когда Сергей обнаружил пропажу Мишуни. Он только что поймал трудный мяч и проверил, видел ли это младший братишка. Но Мишуни не было, только смятая куртка валялась в траве. Сергей похолодел и с криком «Мишуня» бросился к куртке.
Никого не было видно. «Гол», – закричали противники, забив мяч в пустые ворота.
– Как ты посмел бросить ворота? – капитан команды дернул Серегу за руку.
– У меня братишку маленького украли, – прошептал побелевшими губами Сергей.
– Как украли? – спросил кто-то из подбежавших ребят.
– Не-не знаю. Он только что сидел здесь на моей куртке, а сейчас его нигде нет.
– Чего же мы стоим. Если только что украли, значит, далеко не ушли. Вмиг их найдем, – скомандовал капитан.
Между тем Мишуня, попав в кафе, не торопился. Он никак не мог решить, какое мороженое выбрать: розовое, желтое или белое.
– Купим розовое, а белое и желтое возьмем с собой, – предложила тетя, и Мишуня согласно кивнул головой. Малыш, не спеша, лизал мороженое, хотя тетя все время подгоняла его и оглядывалась по сторонам. Наконец, с мороженым было покончено, и Мишуня напомнил тете:
– Ты еще хотела купить желтое и белое.
– Потом, сейчас надо спешить домой за мячами, – предложила тетя, оглянувшись на очередь.
– Нам нужен один мяч и мороженое, – уточнил Мишуня. Тетя вздохнула и встала в очередь, а Мишуня вдруг вспомнил: «Я же обещал брату никуда не уходить». Он тихо сполз со стула и направился к выходу. Мальчик помнил, в какую сторону нужно идти, но когда дошел до перекрестка, растерялся. К счастью, он увидел перед собой Катю, девочку с их двора.
– Мишуня, почему ты один, без Сережи? Малышам нельзя одним по улице ходить.
– Катя, пошли в парк, – попросил Мишуня. – Я обещал Сереже, что буду там сидеть.
– Давай я лучше домой тебя отведу, – предложила девочка.
– Нет, мне нужно в парк. Я обещал, что буду там сидеть, – упрямо повторил малыш.
Когда Катя с Мишуней подошли к футбольному полю, ребят там не было.
– Я же говорила, что нужно домой идти, – рассердилась девочка.
– А я обещал, что буду здесь сидеть. Видишь, Сережина куртка лежит, – заметил малыш. Он подошел к куртке брата, забытой на краю поля, и сел на нее.
– Долго мы с тобой будем здесь ждать? – хмыкнула Катя, усаживаясь рядом.
– Нет, недолго. Сережка поймает мяч и придет за мной, – уверенно сказал Мишуня.
– Глупыш ты еще, – вздохнула Катя, и тут из кустов вылетела красная, запыхавшаяся ватага ребят во главе с Сережкой.
– Мишуня, ты тут!? Нашелся! Ура! – завопил старший брат, подбегая. – А мы тебя с ребятами везде искали. Откуда ты взялся?
– Я же обещал, что буду здесь сидеть, – спокойно ответил малыш.
Вопросы и задания:
- Правильно ли поступил старший брат, что пошел играть в футбол?
- Как бы вы поступили на его месте?
- Как вы думаете, он во время игры все время помнил о младшем брате или на какое-то время забыл о нем?
- Как вы думаете, кто из братьев более ответственный?
Творческое задание: «Как научиться быть ответственным»
Дети делятся на группы. Каждая группа придумывает сказочный способ, как научиться быстро и вовремя выполнять все поручения родителей. Например, можно изобрести робота и поручить часть домашних дел ему. Можно научиться двигать вещи и предметы с помощью мысли и выполнять все поручения мысленно. Представители от групп рассказывают свои истории и обсуждают их.
Источник:
Скребцова М., Лопатина А. Семейные заповеди
|