. | |
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Партнер | |
|
СОДЕРЖАНИЕ занятий дома
.
| ...
| СОДЕРЖАНИЕ занятий дома
|
. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Дети (от 4 лет) должны знать: — названия игрушек; — чем одна игрушка отличается от другой; — как играть той или иной игрушкой; — из каких деталей состоит игрушка, из какого материала она сделана.
Расширение словарного запаса детей: названия: мяч, кукла, кубики, мишка, машина, собачка, пирамидка, юла, матрешка (названия игрушек), туловище, руки, ноги, голова, лицо, локоть, кисть, колено, плечо, щеки, веки, ресницы, брови (названия частей тела у куклы); признаки: круглый, резиновый, большой, маленький, железный, деревянный, красивый, легкий, гладкий, грузовая, меховая, матерчатая, пластмассовая, яркая, нарядная; действия: бросать, вставать, катать, ловить, строить, стоять, спать, лаять, бежать, лежать, идти, разбирать, собирать, прыгать, скакать, убирать, ехать, сидеть, плавать, мыть и т.д.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Лексический строй речи
Классификация понятий «Назови лишнее слово» Кукла, песок, юла, ведерко, мяч (песок); барабан, матрешка, лук, машинка (лук); кубик, собачка, лист бумаги, неваляшка (лист бумаги).
Игра «Запомни игрушки» (детям от 4 лет) Педагог раскладывает в игровой комнате в определенном порядке знакомые детям и новые игрушки. Просит внимательно рассмотреть все, определить, какие из них новые, и назвать их. Затем педагог вновь обращается к детям: «Постарайтесь запомнить, в каком порядке разложены игрушки. Теперь возьмите игрушки, но, как только я подам сигнал "Поиграли — игрушки на место убрали", поставьте их в том порядке, в каком они стояли. А я проверю, кто из вас лучше запомнил, в каком порядке лежали игрушки».
Игра «Расставь игрушки правильно» Педагог называет 3-4 игрушки, а ребенок расставляет их в предложенной последовательности и называет, какие игрушки он расставил.
Грамматический строй речи
Образование прилагательных «Назови, какая? (из чего сделана?)» (детям от 4 лет) Игрушка из резины — резиновая, ... железа — железная, ... дерева — деревянная, ... меха — меховая, ... материи — матерчатая, ... пластмассы — пластмассовая.
Образование существительных с уменьшительно-ласкатель¬ным суффиксом «Назови ласково» (детям от 4 лет) Мяч —мячик, кукла — куколка, мишка — мишенька, мишутка, машина — машинка, собака — собачка, пирамида — пирамидка, локоть — локоток, локоточек, рука — ручка, рученька, голова — головка, головушка, нога — ножка, ноженька, плечо — плечико, лицо — личико, щека — щечка, брови — бровки.
Образование и склонение в родительном падеже существи¬тельных множественного числа «Один — много» (детям от 5 лет) Мяч — мячи — мячей, кукла — куклы — кукол, кубик — кубики — кубиков, мишка — мишки — мишек, собачка — собачки — собачек, пирамида — пирамиды — пирамид, матрешка — матрешки — матрешек, нога — ноги — ног, машина — машины — машин, рука — руки — рук, голова — головы — голов, лицо — лица — лиц, кисть — кисти — кистей (объяснить многозначность данного слова), плечо — плечи — плеч, щека — щеки — щек, ресница — ресницы — ресниц, бровь — брови — бровей.
Согласование существительного с личным местоимением Моя — кукла, машина, собачка, пирамидка, юла, матрешка; мой — мяч, мишка, слон.
Согласование существительного с глаголом (детям от 6 лет) Машина стоит — машины стоят, кукла спит — куклы спят, собачка лает — собачки лают, мяч лежит — мячи лежат, мишка ревет — мишки ревут, машина едет — машины едут.
Согласование существительного с прилагательным Мяч — резиновый, гладкий, новый, красивый, круглый, крас¬ный, синий, маленький, большой, любимый, легкий, мягкий, твердый; кукла — большая, маленькая, резиновая, красивая и т.п. Формирование сложноподчиненного предложения с проти¬вительным союзом «а» (детям от 6 лет) Кукла большая, а пирамидка маленькая; мяч резиновый, а машина железная; мишка меховой, а кукла резиновая; кубик квадратный, а мяч круглый.
Лексико-грамматический строй речи
Игра «Чей? Чья?» На столе расставлены игрушки. Педагог обращается к детям. -- Посмотрите, какие у меня игрушки. Послушайте, как я буду их называть: мой мяч, мой мишка, моя кукла, моя машина. Послу¬шайте, как я спрошу и отвечу про эти игрушки: машина — она чья? — она моя — машина моя. Юла — она чья? — она моя — юла моя. А сейчас вам надо узнать игрушки, которые находятся в коробке, и ответить так же на мой вопрос. Дети достают игрушки из коробки. — Эта пирамида чья? (Эта пирамида моя.) — Этот слон чей? (Этот слон мой.)
Формирование выразительности речи
Упражнение для развития понимания вопросительной интонации Бьют его рукой и палкой — Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? Да за то, что он надут. Вопросы: Про что эта загадка? За что беднягу мяч бьют? Повторение загадки ребенком с вопросительной интонацией.
Формирование контекстной речи 1. Чтение и заучивание стихотворения «Бычок» А. Барто. Идет бычок, качается, вздыхает на ходу: Ой, доска кончается, сейчас я упаду. Вопросы к стихотворению: — Кто идет? (БЫЧОК идет.) — Что он делает? (Качается, вздыхает.) — Почему он вздыхает? (Он боится.) — Чего он боится? (Боится упасть.) 2. Повторное чтение стихотворения логопедом. 3. Заучивание стихотворения (хором, индивидуально, по цепочке). 4. Работа над интонационной выразительностью речи детей (чувствовать и понимать окончание предложения, пауза в конце строчки).
Описание игрушки Юла — сделана из металла, значит, она металлическая. Юла крутится как волчок. Она разноцветная — на ней красный, желтый и синий цвета. Сверху у юлы ручка, на которую надо нажимать, чтобы она крутилась. Мяч — сделан из резины, значит, он резиновый. Мяч круглый, гладкий, мягкий, с одной стороны он красный, с другой — темно-синий. Между ними белая полоса. Его можно бросать вверх, бить об пол, бросать друг другу, катать по полу, играть в футбол. Составление описательного рассказа производится по вопросам: Что это? Какая она? Что у нее есть? Как с ней можно играть?
МИНУТКА ОТДЫХА
Ростом разные подружки, Все похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. (Матрешка.)
Совсем не нужен ей водитель. Ключом ее вы заведите — Колесики начнут крутиться. Поставьте, и она помчится. (Заводная машина.)
Зверь забавный сшит из плюша. Есть и лапы, есть и уши. Меду зверю дай немного И устрой ему берлогу. (Плюшевый медведь.)
В пути не смолкает, вдаль увлекает, Сам не шагает, шагать помогает. (Барабан.)
Он стройный и красивый, У него густая грива. Жаль нельзя на нем промчаться, Только можно покататься. (Конь-качалка.)
Пляшет крошка, а всего одна ножка. (Юла.)
Мячик С утра на лужайку бегу я с мячом, Бегу, распеваю, не знаю о чем... А мячик, как солнце, горит надо мной, Потом повернется другой стороной И станет зеленым, как травка весной. А. Барто
Погремушка Как большой, сидит Андрюшка На ковре перед крыльцом. У него в руках игрушка — Погремушка с бубенцом. Мальчик смотрит — что за чудо? Мальчик очень удивлен, Не поймет он: ну откуда Раздается этот звон? А. Барто
Лошадка Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости. А. Барто
Мяч Стукнешь о стенку — а я отскочу. Бросишь на землю — а я подскочу. Л. Квитко
Медвежатки Медвежаток я взяла, Посадила у стола: Угощайтесь, медвежатки, Ешьте мед хороший, сладкий! А они себе сидят И ни капли не едят: Хоть они и любят мед, Но раскрыть не могут рот. Г. Бойко
Сколько у меня игрушек? Там, в углу, лежат игрушки, Отдыхают в тишине... Пять игрушек в день рожденья Подарили гости мне. Раз — ушастый серый зайка. Два — есть дудка у меня. Три — сейчас я покажу вам Черногривого коня. Бурый мишка мой — четыре, Белка рыженькая — пять... Только всех моих игрушек Мне никак не сосчитать. А. Бродский
Берегите игрушки Грузовик без колес, У ежика отклеен нос, Стали черными цыплята, А из куклы лезет вата! Были новыми игрушки, А теперь они старушки. Берем же скорей Иголки и клей, Нитки, катушки И чиним игрушки. И нам за это от души Спасибо скажут малыши. Э. Успенский
Игра «Магазин игрушек» Задачи логопеда Научить ребенка естественной выразительности речи в ходе диалога, закрепить названия разных игрушек. Правила игры Для проведения игры надо взять куклу, зайку, мяч, лошадку и другие игрушки. Дети разыгрывают роли Незнайки, продавца, иг¬рушек (куклы и др.). Перед игрой педагог проводит с детьми речевую разминку: быстро и отчетливо произносят скороговорку: Расскажите про покупки! Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои! В магазин «Игрушки» пришел Незнайка. Он не знает, как называются игрушки, сколько они стоят. У прилавка стоит продавец. На витрине — кукла. Незнайка. Мне понравилась эта игрушка. Продавец. Это кукла. Незнайка. Сколько она стоит? Продавец. Пятьдесят рублей. Это очень хорошая кукла. Кукла. Я хорошая игрушка. Для Незнайки я — подружка. Я прошу меня любить, Не ронять меня, не бить.
Разминка Принесли мы вам подарки, Дети выбирают игрушки. Что захочешь, то возьмешь. Вот вам кукла с лентой яркой, Конь, волчок и самолет. Что ты, Леночка, берешь? Скачет конь наш чок-чок-чок. Слышен топот быстрых ног. Дети повторяют движения иг¬рушек. Кукла, кукла, попляши, Красной лентой помаши. Вот как кружится волчок. Покрутился, на бок лег. Самолет летит, летит, Летчик смелый в нем сидит. А теперь за дело дружно — Убирать игрушки нужно. Убирать и не ломать, Завтра будем вновь играть. Стойкий солдатик Наклонитесь все вперед, А потом наоборот. Влево, вправо наклонитесь, Наклоняйтесь, не ленитесь! На одной ноге постой-ка, Будто ты солдатик стойкий. Руки ты прижми к груди, Да смотри, не упади! Руки вверх, руки в бок, И на месте — скок, скок, скок! Носом вдох, а выдох ртом. Дышим глубже... А потом... Марш на месте не спеша.
Дети. Зарядка хороша.
Чтение текста и движения могут выполняться отдельно, при¬чем текст произносят дети, предварительно разучив его.
Я хожу, хожу, хожу, Вдруг я куклу разбужу! Кукле надо отдыхать, Кукле хочется поспать Я на цыпочках хожу, Куклу я не разбужу. И ни разу, и ни разу Я словечка не скажу. Кукла спит Ходьба на месте с высоким подниманием колен. Полуприседание, удержание позы. Потягивание на носочках, глу¬бокий вдох. Руки на поясе, ходьба на носоч¬ках, проговаривание шепотом.
Флажок Вот мой флажок качается. Вот так Вот я своим флажком машу, Вот так Ванька, встань-ка Ванька, встань-ка! Ванька, Поднимаются на носочки. встань-ка! Приседай-ка, приседай-ка. Приседают. Будь послушен, ишь какой! Нам не справиться с тобой! Грозят пальчиком то одной, то другой руки. Карусели (хоровод) Еле-еле, еле-еле Завертелись карусели. Карусель движется в правую сторону, медленно. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом! Побежали, побежали, Побежали, побежали! Тише, тише, не спешите, Карусель остановите. Раз-два, раз-два. Вот и кончилась игра. Бегут. Меняют направление движения. Темп движений постепенно за¬медляется. Пауза. Кланяются друг другу.
Буратино Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развел, — Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик тот достать, , Надо на носочки встать.
.
|
|